В выставочном зале Академии наук начала работу Международная выставка дизайна Версия для слабовидящих
В выставочном зале Академии наук начала работу Международная выставка дизайна Печать Email
Наши новости
01.04.2013

1 апреля 2013 года в выставочном зале «Наука и искусство» Академии наук Башкортостана открылась Международная выставка дизайна шрифта, типографики и дизайна титров «Тайп директорс клуб».

В ее экспозиции собраны лучшие работы трех мировых конкурсов 2012 года: типографики, шрифтового дизайна и дизайна титров для фильмов. Такие конкурсы TDC, или "Тайп директорс клуб", проводит ежегодно. Эта организация, объединяющая сегодня специалистов 34 стран, была создана в Нью-Йорке еще в 1946 году.

В России выставка побывала трижды. В 2008 году - в Москве, Санкт-Петербурге, в 2012 году - в Нижнем Новгороде, Чебоксарах и Новосибирске. В этом году ее покажут в девяти российских городах. Кстати, первоначально Уфы в этом списке не было, но экспозиция "завернула" сюда благодаря личным связям и настойчивости уфимских дизайнеров.

По словам куратора выставки Ольги Карякиной, в ежегодном творческом состязании  участвуют специалисты разных стран, но лучшими обычно признаются работы из США и Германии - стран, где искусство дизайна достигло больших высот и устойчиво развивается как бизнес. Изменения происходят и в шрифтовом дизайне. Лучшим из последних признан шрифт "Балкан", сделанный хорватами. С каждым годом совершенствуется и арабские шрифты.

- За всю историю TDC россияне всего четыре раза оказывались в числе лауреатов. На этот раз на конкурсе был представлен дизайнер титров из Екатеринбурга, и это нас радует, - подчеркнула Ольга Карякина. - Надо активнее участвовать и побеждать. Такой шанс есть у каждого дизайнера. Председателем жюри является Максим Жуков, легенда советского и российского дизайна, ныне работающий в Штатах. Но эксперты судят честно, "по Гамбургскому счету".

На выставке представлены не задумки дизайнеров, а реально изготовленные образцы - книги, плакаты, титры к фильмам, упаковка, айдентики, то есть визуальные образы брендов.

- Хочу сравнить нашу выставку с гастрономией. Сложное блюдо может оценить только гурман, а в Уфе такие, безусловно, есть, - заметил президент Международной ассоциации дизайнеров Александр Казарин. - Выставку привезли не для того, чтобы учить кого-то или показать, как хорошо работают где-то. Это повод задуматься о своих проблемах и путях их решения: делаем мы здесь так же, как они, или хуже?

На пресс-конференции перед открытием выставки зашел разговор о визуальном облике Уфы, создаваемом средствами дизайна, в том числе шрифтов, или айдентике. Это была разминка перед круглым столом на тему "Брендинг территорий. Опыт положительных и отрицательных решений в России и за рубежом", которую специально организовали для представителей власти, бизнеса, директоров по маркетингу, специалистов по рекламе госструктур.

- Слова создают вокруг человека фонетическую среду, а шрифты - визуальную. Мало кто задумывается, насколько важен шрифт, как эта маленькая деталь способна сформировать пространство, как она взаимодействует с человеком. Я бы назвал шрифт, графику визуальными кирпичиками, из которых строится культура. Известно, что из кирпичей можно построить сарай и Нотр-дам-де-Пари, - отметил арт-директор студии "Paradox box" Ильшат Байбурин.

В рамках выставки пройдет также лекция по фирменному стилю и два мастер-класса - по каллиграфии и "развитию креативной зоркости".

Специалисты называют приезд выставки в Уфу и в прямом, и в переносном смысле знаковым событием. Подобно тому, как знаки и элементы шрифтов, собранные на выставке, вместе составляют визуальную коммуникативную среду, в основе грамотно созданной, узнаваемой и уникальной концепции нашего города также лежит взаимодействие – сообщества дизайнеров, активных представителей общественности и городских властей. Факт проведения подобной некоммерческой выставки, организованной для жителей Уфы усилиями дизайнерской диаспоры, говорит о внутренней зрелости города. Напомним, что выставку «Тайп директорс клуб» помимо Уфы примут в этом году лишь семь российских городов.

Что такое айдентика города и нужен ли фирменный стиль современному мегаполису, насколько связаны типографика и имидж города, – эти и другие вопросы были затронуты на пресс-конференции, посвященной открытию выставки. В частности, журналистов и представителей общественности интересовало, как будет контролироваться количество и качество городской наружной рекламы.

Некоторые взгляды на самоидентификацию города обозначили представители Администрации ГО город Уфа РБ, уфимской студии «Paradox Box», Академии наук РБ, Союза дизайнеров России по РБ. Дискуссия, начатая на пресс-конференции, будет продолжена 2 апреля в ходе круглого стола «Брендинг территорий. Опыт положительных и отрицательных решений в России и за рубежом».

Начавшийся диалог дизайнеров Уфы и городских властей направлен на поиск эффективных решений, способных подчеркнуть самобытность Уфы и являющихся частями единой концепции формирующегося фирменного стиля города, процесса брендинга Уфы.

В различных регионах России это явление находится на разных стадиях развития: где-то бренд города уже принят населением и развивает свой стратегический потенциал, где-то только осуществляются попытки отыскать сити-айдентику и выявить те главные признаки, которые подчеркнут уникальность и самобытность территории.

Между тем, городской брендинг активно развивается во всем мире, так как является универсальным инструментом решения имиджевых и функциональных (официальные и городские коммуникации, туризм) задач. Эксперты отмечают, что он постепенно замещает традиционную геральдику, что является не просто данью моде, а закономерным явлением развития общества. Если средневековая геральдика являлась системой суверенных и дистанцирующих знаков, то современная айдетика и брендинг территорий – системой открытых коммуникаций.

Выставка будет работать до 5 апреля, а с 6 по 30 апреля на базе выставочного зала «Наука и искусство» пройдут «Дни дизайна в Уфе» — «Matur Design», в рамках которых планируется провести конкурсы среди студентов и открыть выставку дизайна начала XX века. 

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта