Версия для слабовидящих
СПЧ инициирует изменения в закон об обращениях граждан Печать Email
Правовые новости
16.09.2014

15 сентября 2014

Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) готовит предложения по совершенствованию Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации (далее – Закон). Данная работа осуществляется при поддержке Правительства РФ и Федерального собрания РФ. Об этом в ходе специального заседания СПЧ сообщил его председатель Михаил Федотов.

"Конечно, Закон сделан некачественно, он был шагом назад даже по сравнению с Указом Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". Его нужно совершенствовать, его нужно менять, и мы готовы в ближайшее время такой проект сделать", – заявил он.

По мнению Министра РФ Михаила Абызова, ключевой недостаток Закона состоит в том, что на данный момент в 80% случаев обращения граждан перенаправляются, в инстанцию, на которую жалуется гражданин. При этом он отметил, что такой подход особенно неэффективен, когда речь идет о жалобах на коррупционные проявления.

Как отметила член СПЧ Наталья Евдокимова, данная ситуация складывается из-за нормы ч. 3 ст. 8 Закона, которая позволяет переадресовывать обращение в другие государственные или муниципальные органы под предлогом некомпетентности в вопросе. В связи с этим предлагается разграничить в законе понятия "обращение" и "жалоба".

 

    ЦИТАТА
     

    Михаил Абызов, Министр Российской Федерации
    Фото: govenrment.ru

    Михаил Абызов, Министр Российской Федерации:

    "Законодательство несовершенно, оно не разделяет обращение и жалобу. Обращение, наверное, должно поступать туда, где компетентный специалист может дать соответствующий ответ и оказать поддержку гражданина. Жалоба не может переадресовываться на уровень исполнителя, на которого жалуются. У него возникает очевидный конфликт интересов при подготовке соответствующего ответа, который чаще всего превращении в формалистику. Поэтому я считаю, что законодательство в этой части надо систематизировать и разделить понятие жалоба и обращений и обеспечить их отдельными механизмами рассмотрения".

 

 

Следующей проблемой, которую намерен решить СПЧ, является чрезмерно длинный срок, в течение которого должно быть рассмотрено обращение гражданина. Сейчас он составляет 30 дней. Глава профильной комиссии СПЧ Евгений Бобров предлагает сократить его до 15 дней, взяв за основу положения упомянутого выше Указа Президиума ВС СССР. При этом, справочные и технические обращения (например, о выдаче выписок из домовой книги) предлагается разрешать незамедлительно.

Также СПЧ предлагает обязать государственные и муниципальные органы информировать гражданина о процедуре и ходе рассмотрения обращения и направлять по итогам в месте с ответом акты реагирования. Одновременно они будут обязаны отвечать на обращения более подробно, а не общими формулировками.

"Мы предлагаем усовершенствовать саму процедуру рассмотрения обращения гражданина. Детально ее конкретизировать и в частности указать, что результатом рассмотрении обращения должно стать решение органа государственной власти или организации, содержащее мотивированный ответ на каждый поставленный в обращении довод с принятием необходимых мер, установленных законодательством", – пояснил Евгений Бобров.

В свою очередь Михаил Федотов считает, что для увеличения скорости рассмотрения обращений необходимо развивать формат электронных обращений, который становится все более популярным. Так, по его данным в 2006 году только 4% обращений к Президенту РФ были в форме электронного документа, а 2013 году – больше половины.
 

    ЦИТАТА
     

    Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
    Фото: president-sovet.ru

    Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

    "Посмотрите, как быстро у нас рассматриваются обращения граждан, как быстро по ним принимаются решения, как быстро устраняются недостатки, когда в дело включаются современные интернет-технологии. Когда человек фотографирует на свой мобильный телефон яму на дороге, а через три дня этой ямы уже нет, он говорит: "Оказывается наша власть умеет работать! Они не только бумажки друг другу пересылают". Это оценка со стороны общества, и такая оценка она дорогого стоит".

 


По словам Михаила Абызова, 60% обращений в Правительство РФ в 2013 году поступили в электронной форме, за 7 месяцев 2014 года – 67%. В 2015 ожидается показатель в 75%. В связи с этим планируется внедрять лучшие технологи рассмотрения обращений в электронной форме. В пример Михаил Абызов привел, в частности, портал Правительства Москвы "Наш город", обращения через который рассматриваются в течение 8 суток.

 

    ЦИТАТА
     

    Михаил Абызов, Министр Российской Федерации
    Фото: govenrment.ru

    Михаил Абызов, Министр Российской Федерации:

    "Ни одно из ведомств не поставило себе балл выше 25 по 30 балльной шкале в части оценки своей работы с обращениями граждан. Средний уровень такой самооценки для федеральных ведомств составил около 14-15 баллов. Это говорит о том, что само руководство наших ведомств считает, что сегодняшняя система работы с обращениями граждан является, мягко скажем, очень средненькой или неудовлетворительной, а это означает, что сами чиновники и руководители госучреждений еще не стали относиться к этому механизму, как к действительно приоритетному. В этой связи наша задача в рамках реализации стандарта открытости обеспечивать не только контроль, но и распространение лучших практик по работе в данном направлении".

 


Еще одним приоритетным, по мнению Михаила Федотова, направлением совершенствования Закона должно стать развитие личного приема граждан руководителями органов государственной власти. По его мнению, в этом есть объективная потребность, которая к тому же, растет из года в год. Так, по его данным к Президенту РФ в 2006 году в устной форме поступило – 3%, а в 2013 – более 9%. По информации Михаила Абызова в 2010 году руководители федеральных министерств и ведомств приняли 176 человек, а в 2013 году – 283 человека.

"Мы сейчас хотим внести в эту работу новые технологии, и считаем, что прием может осуществляться не только путем личного посещения, но и посредством прямых интернет-линий, интернет-конференций. Мы выйдем с такими предложениями в четвертом квартале [2014 года]. Количество людей, которые будут напрямую общаться с руководителями наших ведомств, конечно же, кратно вырастет", – сообщил Михаил Абызов.

Параллельно СПЧ выступает за ужесточение административной ответственности за нарушение сроков рассмотрения обращении граждан (ст. 5.59 КоАП РФ). Штраф предлагается увеличить с 5-10 тыс. руб. до 10-20 тыс. руб. Также Евгений Бобров озвучил инициативу совета о том, чтобы прописать в Законе обязанность государственных органов иметь должностное лицо, которое осуществляет функции по рассмотрению обращений граждан.

На заседании затрагивалась и проблема массовых рассылок в государственные органы жалоб и обращений граждан, которые на самом деле имеют целью лоббирование интересов коммерческих организаций. По словам Михаила Абызова, на сегодняшний день целенаправленная борьба с такими проявлениями и возможными злоупотреблениями не ведется, так не является необходимой.

"Профессионализм государственного служащего заключается в том, чтобы объективно рассматривать обращения. Мы не можем наложить здесь фильтр и лишить человека права на обращение, потому что кто-то решил, что он делает это не в своих интересах, а какой-то коммерческой структуры", – пояснил Михаил Абызов.

Наконец, Михаила Федотова отметил, что с 2012 года на основании Постановления КС РФ от 18 июля 2012 г. № 19-П и принятого во исполнение его закона, обращения граждан обязаны рассматривать государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации, выполняющие публично значимые функции. Однако существует правовая неопределенность в вопросе о том, что понимается под публично значимыми функциями.

"Вот Общественная палата РФ, она выполняет публично значимые функции? Безусловно. Она подпадает под действие закона или не попадает? Она же не государственный орган, не муниципальный орган. Она нечто особое, как сейчас определил Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Общественная палата РФ – это субъект общественного контроля. Закон, казалось бы, распространяет свои нормы на ее работу, а следовательно и на работу общественных палат во всех регионах, но одновременно с этим, он оставляет этот вопрос не до конца понятным".

Также в ходе заседания прозвучала статистика обращений в Правительство РФ и к Президенту РФ. Так, по данным Михаила Федотова, в адрес Президента РФ в 2006 году поступило 275 тыс. обращений, в 2013 году – уже 875. По словам Михаила Абызова, в 2005 году в Правительство РФ поступило около 43 тыс. обращений, в 2007 году – 62 тыс., в 2010 году – 116 тыс., в 2012 году – 220 тыс. В 2013 году количество обращений граждан с 220 тыс. сократилось больше чем в два раза – до 97 тыс., а за 7 месяцев 2014 года оно составило 55 тыс. По словам министра, это следствие принятия комплекса документов о раскрытии информации о деятельности ведомств федерального уровня, в том числе о законодательных инициативах.

Источник - http://www.garant.ru/news/564852/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта