Версия для слабовидящих
Общественники попросят Госдуму приостановить рассмотрение пакета экологических законопроектов Печать Email
Правовые новости
05.09.2014

4 сентября 2014

В Госдуме запланировано рассмотрение целого ряда "экологических" законопроектов1 во время осенней сессии. Данные документы призваны урегулировать охрану атмосферного воздуха, вопросы водоснабжения и водоотведения, обращение с отходами производства и потребления, возмещение вреда окружающей среде, создание ликвидационных фондов. Однако не все эксперты поддерживают принятие данных актов. Для определения возможных рисков и последствий разработанного пакета документов представители государственных органов, бизнеса и профильных общественных организаций собрались вчера в стенах Общественной палаты РФ. 

Алексей Кочешков МНЕНИЕ

Алексей Кочешков, директор департамента информационного взаимодействия Объединенной компании "РУСАЛ":

"Главная проблема этих законопроектов – они предлагают неэффективное и необоснованное перераспределение значительных денежных средств. Экспертные оценки говорят о триллионах рублей. При этом мы не видим никаких расчетов этих сумм и их экономических обоснований".

Основное, на что обратили внимание участники круглого стола – финансово-экономическое обоснование данных законопроектов. Дело в том, что во всех рассматриваемых документах (кроме проекта закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности недропользователей по созданию ликвидационных фондов", в котором зафиксированы некоторые материальные риски) указано, что выпадающих доходов и дополнительных расходов в бюджетной системе с их принятием не возникнет. Однако по оценкам экспертов, это не так. В частности, общие размеры доходов, выпадающих из бюджетов субъектов федерации при применении норм проекта закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов возмещения вреда окружающей среде и ликвидации прошлого экологического ущерба" (далее – проект закона о возмещении вреда окружающей среде), могут составить порядка 15-20 млрд руб. Законопроект № 330573-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны атмосферного воздуха (в части совершенствования правового регулирования осуществления производственного контроля за охраной атмосферного воздуха)" (далее – законопроект об охране атмосферного воздуха) может привести к уменьшению доходов субъектов федерации на 20 млрд руб. А принятие законопроекта № 386179-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее – законопроект о водоснабжении) повлечет за собой недополученный доход в размере около 30 млрд руб.

При этом, поскольку указанные акты ошибочно заявлены их разработчиками как не требующие дополнительного финансирования, данные средства не учтены в Федеральном законе от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетах субъектов федерации на 2014-2016 года. Кроме того, есть основания полагать, что выпадающие доходы бюджетной системы не будут предусмотрены и при утверждении бюджетов в будущем. Такое положение может привести к дефициту бюджетов субъектов федерации и банкротству предприятий, на деятельность которых распространяются данные законопроекты.

Помимо этого, законопроект об охране атмосферного воздуха может привести к расходам, связанным с необходимостью дооснащения приборами учета муниципальных и ведомственных котельных. Это значит, что увеличится плата за тепло-, электро- и водоснабжение бюджетных организаций, а также повысится выплата субсидий малоимущим слоям населения. 

Сергей Григорьев МНЕНИЕ

Сергей Григорьев, член Общественной палаты РФ:

"Дело не в том, что Общественная палата РФ хочет подготовить этим законопроектам обвинительный приговор. Однако в том виде, в каком они подготовлены на сегодняшний день, принимать законопроекты нельзя. Это диверсия против экологии".

Что касается создания ликвидационных фондов (предусмотренное проектом закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности недропользователей по созданию ликвидационных фондов"; далее – проект закона о создании ликвидационных фондов), Олег Теплов, к. ю. н., представитель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по природопользованию и экологии, так высказался о проблеме: "Статья 22 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" прямо предписывает обязанность пользователя недр по их охране и проведению ликвидационных работ. Как этого добиться? Либо действенным экономическим механизмом, либо усилением карательной политики владельцев компаний и должностных лиц. Поэтому я считаю, что механизм обеспечения охраны недр и проведения обязательных ликвидационных мероприятий в проекте закона о создании ликвидационных фондов необходимо доработать. Хотя в целом ликвидационные фонды нужны, они давно назрели".

В законопроекте № 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" (далее – законопроект об обращении с отходами) отходы рассматриваются как самостоятельный вид экономического ресурса. По мнению общественников, данный подход влечет риски изменения себестоимости предприятий, что может привести к нехватке средств на производство текущих и капитальных ремонтных работ. Очевидно, следствием этого будет являться рост числа аварий в отопительный период. Кроме того, содержащиеся в данном законопроекте нормы об установлении монопольного положения региональных операторов по работе с отходами содержат в себе коррупциогенный фактор и нуждаются в пересмотре. 

Рубен Бадалов МНЕНИЕ

Рубен Бадалов, первый заместитель председателя Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности:

"Я хочу увидеть цельную программу, с задачами и способами их решения, а также расчетом денежных средств, которые, возможно, в том числе и я положу на этот алтарь. Если мы будем принимать безграмотные законы, мы создадим социальное напряжение и больше ничего. А экологию нужно спасать".

Критике подверглись и некоторые нормы законопроектов с точки зрения их влияния на здоровье граждан. "Любое предлагаемое техническое решение экологической проблемы влечет за собой воздействие на людей, которые работают на указанных предприятиях и живут на прилегающих к ним территориях. Например, законопроект об охране атмосферного воздуха предлагает осуществлять обработку сыпучих пылящих грузов в закрытых помещениях. Однако такие действия могут привести к увеличению риска возникновения у лиц, занятых данными работами, сердечно-сосудистых и иных заболеваний. Кроме того, всем известно, что пылеугольные смеси взрывоопасны и их обработка в закрытых помещениях может привести к взрыву. Это норма подлежит пересмотру", – высказался Максим Довгялло, советник генерального директора ОАО "СУЭК".

Для того, чтобы предотвратить указанные негативные последствия от принятия данных законопроектов, участники круглого стола решили:

  • рекомендовать совету Общественной палаты включить в план экспертной деятельности проект закона о возмещении вреда окружающей среде, законопроект о водоснабжении и законопроект об обращении с отходами;
  • создать рабочие группы для просчета всех возможных последствий принятия данных законопроектов и выработке рекомендаций по их минимизации;
  • обратиться в Госдуму с предложением приостановить рассмотрение "экологических" законопроектов до окончания деятельности рабочих групп.

Источник - http://www.garant.ru/news/563161/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта