Версия для слабовидящих
Бизнес-омбудсмен раскритиковал концепцию нового закона о государственном контроле Печать Email
Правовые новости
30.08.2014

29 августа 2014

Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов не поддерживает разработанную Минэкономразвития России концепцию федерального закона "О государственном и муниципальном контроле (надзоре)" в ее текущем варианте. Об этом он сообщил в ходе пресс-конференции в МИА "Россия сегодня".

"Сейчас работает Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, по которому, например, есть ограничение количества проверок бизнеса. В результате его принятия система начала нормализовываться. Хотя проверок еще много, но, тем не менее, какое-то движение вперед пошло. Сегодня есть предложение этот закон отменить и принять новый", – пояснил бизнес-омбудсмен.

Как отметил Уполномоченный, в разрабатываемом Минэкономразвития России документе планируется использовать так называемый риск-ориентированный подход. Его суть в том, государство для разных сфер деятельности утвердит критерии (профили), при условии соответствия которым предприниматель может подвергнуться контролю. В противном случае – повода для проверки не будет.

Данный подход, по словам Бориса Титова, распространен во всем мире, в России сейчас он достаточно успешно используется ФТС России, также на него ориентируется МЧС России. "В принципе это направление правильное, но то, как предлагается его внедрить, может привести к обратному результату ", – пояснил он.

Так, по словам бизнес-омбудсмена, планируется отменить действующие сейчас деление проверок на плановые и внеплановые, согласование внеплановых проверок с прокуратурой, ограничение по проведению плановых проверок (не чаще, чем один раз в три года). Кроме того, критерии (профили) проверок будут разрабатывать сами контролирующие органы.

 

    ЦИТАТА
     

    Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
    Фото: ombudsmanbiz.ru

    Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:

    "Решения, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, работают на сегодняшний день. Все это предлагается отменить и заменить новым принципом – да, очень правильным – риск-ориентированный подход, но дьявол в деталях. Если мы сегодня перейдем к этому, не проработав все аспекты, то это будет работать только в сторону проверяющих органов – они сами для себя определяют критерии (профили), которые для них должны работать при назначении проверок. Фактически мы снимаем любые ограничения по проверкам".



В свою очередь общественный представитель бизнес-омбудсмена по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности Петр Слепченко также отметил, что концепция нового закона очевидно не готова к внесению в Правительство РФ в сентябре, как это планируется, и требует дополнительного согласования, в том числе, с представителями бизнеса.

"Федеральный закон предполагается как базовый для дальнейшего регулирования контрольно-надзорной деятельности. Здесь в случае недостаточной проработки, безусловно, возникает, существенный риск того, что для бизнеса, в частности, ситуация не улучшится, а возможно даже возникнут дополнительные барьеры", – заявил он.

 

    ЦИТАТА
     

    Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
    Фото:ombudsmanbiz.ru

    Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:

    "Концепция, которая предлагается Минэкономразвития России, должна быть внесена в сентябре в Правительство РФ. Обсуждение проходило с участием бизнес-сообщества, был общественный совет при Минэкономразвития России, был экспертный совет открытого правительства, было огромное количество замечаний, позиции бизнеса однозначны. Тем не менее, она будет вноситься в Правительство РФ абсолютно в той же редакции, в которой и была в начале обсуждения. То есть не было предпринято ни одного шага к изменению концепции этого закона".
     


 
Кроме того, Петр Слепченко заметил, что упомянутая концепция закрепляет только принцип предупреждения правонарушений. Однако, по его мнению, в базовом законе такие вещи должны быть проработаны на уровне механизма.

"За один день "по щелчку" менталитет не поменяется, а на сегодняшний день, контрольно-надзорные органы направлены на наказание. Если смотреть по статистике, то только 10% проверок заканчиваются предупреждением при обнаружении нарушения", – пояснил он свою позицию.

Также он подчеркнул, что в концепции закона практически отсутствуют положения об ответственности контролирующих органов за неэффективную работу или предъявление избыточных требований. "Есть только легкая ссылка в рамках оценки эффективности контрольно-надзорного органа", –  сказал Петр Слепченко.

 

    ЦИТАТА
     

    Анастасия Алехнович, вице-президент "Деловой России":

    "Наша основная критика по действующей версии концепции федерального закона, который пытается сейчас Минэкономразвития России внести в Правительство РФ, это то, что там совсем отсутствует блок профилактики нарушений. Контрольно-надзорная деятельность должна иметь одной из основных своих целей разъяснение предпринимателю, что он делает не так, если это первое нарушение, если оно не касается угрозы жизни и здоровью граждан. Это современный подход, который нужно внедрять. К сожалению, совершенно не отразили и блок альтернативных методов контроля: добровольный, заявительный принцип, саморегулирование, общественный контроль. Связка с нынешней конструкцией общественного контроля, отсутствует, как будто этот проект рассматривается в абсолютном вакууме".

 

 
Кроме того, уже сейчас в Федеральном закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ существует проблема вывода из сферы его действия отдельных видов контроля, причем перечень исключений постоянно расширяется. При этом уже на этапе разработки концепции нового закона наблюдается сходная ситуация.

"Каждый орган государственной власти пытается доказать, что он не принадлежит к сфере регулирования будущего закона", – пояснила Анастасия Алехнович.

По словам Петра Слепченко, Министру РФ Михаилу Абызову уже направлен перечень видов контроля, которые, по мнению Уполномоченного, должны войти в новый закон. Однако в концепции пока такой перечень формально не закреплен.

"Сейчас задача состоит в том, чтобы определить, что может и должно разумно исключаться, а все остальные виды контрольной деятельности подвести под действие закона. Будет польза, если удастся принять "мини-конституцию" в сфере контрольно-надзорной деятельности, сразу определившись с принципами, кто подпадает, кто нет, и дальше отсечь возможность "растаскивания", – заметил он.
 

    ЦИТАТА
     

    Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей
    Фото: ombudsmanbiz.ru

    Борис Титов, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей:

    "От старых достижений отказываться нельзя. Да, мы должны вводить риск-ориентированный подход, но это должен быть процесс дополнительного, постепенного введения. Когда мы поймем, что он начнет работать реально, тогда мы должны снимать ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Действительно, не все предприниматели производят качественные товары, действительно не до конца прозрачным бывает бизнес. Однако надо понять, что он поставлен в такие условия. Контрольная деятельность, когда она ведется честно, прозрачно, профессионально – необходима для того, чтобы бизнес соблюдал правила и законы. Но когда она избыточна, когда у контролеров все права, а у бизнеса их нет, это все приводит к тому, что перевес переходит на сторону проверяющих, и в результате повышаются издержки бизнеса, бизнес закрывается, снижается конкуренция на рынке и, в конце концов, это выливается на потребителя. Все должно быть в балансе".


 
Тем не менее, бизнес-омбудсмен подчеркнул, что несмотря на недостатки концепции, ситуация с проверками бизнеса в России действительно является ненормальной, и ее необходимо менять. "Сегодня контрольно-надзорный аппарат явно избыточен по отношению к бизнесу. У нас бизнеса скоро станет меньше, чем контролирующих органов. Мы в этом смысле отличаемся от других стран, развивающих свою рыночную экономику", – констатировал Борис Титов.

По его данным в 2013 году проведено 2 млн 760 тыс. проверок. При этом количество внеплановых мероприятий по контролю уже составляет примерно 50% от общего их числа. Прокуратурой согласуется 73% заявок на внеплановые проверки, но их эффективность низкая. Так, нарушения обнаруживаются в 59% плановых проверок и только в 37% внеплановых.

Напомним, что действующий Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ – не первый базовый документ, который регулирует в России контрольно-надзорную деятельность государственных органов. До него применялся Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ, который был заменен по тем же основания, по которым сейчас планируется отменить действующий закон – излишнее административное давление на бизнес. Таким образом, документ, который готовит Минэкономразвития России, за последние 13 лет является уже третьим законом, который должен оградить бизнес от излишних мероприятий по контролю (надзору) со стороны государства.

Источник - http://www.garant.ru/news/561967/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта