Версия для слабовидящих
Требования к гражданам, принимаемым в народные дружины, предлагают ужесточить Печать Email
Правовые новости
30.03.2016

Екатерина Добрикова

Требования к гражданам, принимаемым в народные дружины, предлагают ужесточитьС такой инициативой выступил сегодня на пресс-конференции МИА "Россия сегодня" начальник Московского городского штаба народной дружины Владимир Семерда. В настоящий момент в народную дружину не могут быть приняты те граждане, которые были в течение года были два раза и более подвергнуты административному наказанию в судебном порядке (п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка"; далее – Закон № 44-ФЗ). "Как свидетельствует практика, административная ответственность за мелкое хулиганство и распитие спиртных напитков налагается решением начальника ОВД без привлечения гражданина к суду. Получается, если он нарушал общественный порядок, распивал спиртные напитки и судом не был привлечен к ответственности, значит, я его должен принимать в дружину", – рассуждает Семерда. Он предлагает исключить условие о судебном порядке привлечения к административной ответственности кандидата в дружинники и отказывать всем правонарушителям.

Кроме того, изменения могут коснуться общих условий и пределов применения народными дружинниками физической силы. Действующий закон, по мнению эксперта, существенно ограничивает их права. Так, дружинникам запрещено применять силу в отношении отдельных категорий граждан: женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен (ч. 7 ст. 14 Закона № 44-ФЗ). Эту норму Семерда предлагает дополнить словами "применять физическую силу с причинением вреда здоровью", иначе на практике любые действия народной дружины, такие как задержание и конвоирование, могут рассматриваться как нарушение закона.

О том, могут ли гражданина не допустить на публичное мероприятие, если он отказался пройти личный досмотр со стороны сотрудников полиции, узнайте в материале "Права полиции" в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Так же сейчас у дружинников нет права самостоятельно в отсутствие сотрудников правоохранительных органов осуществлять деятельность по пресечению преступлений и административных правонарушений. Такое ограничение, считает эксперт, тоже следует пересмотреть. Так же как и установить уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство народного дружинника, приравняв его статус к сотруднику полиции. Напомним, что в настоящее время предусмотрена лишь административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности народного дружинника, предусматривающая наложение на нарушителя штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. (ст. 19.35 КоАП РФ).

Все указанные предложения, по словам члена Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолия Выборного, будут рассмотрены и приняты в работу.

Стоит отметить, что за два года действия Закона № 44-ФЗ произошли существенные изменения. Так, по данным заместителя начальника Главного Управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ МВД России Вадима Гайдова, количество народных дружин сократилось с 14 тыс. до 8,5 тыс. Связано это, прежде всего, с упорядочением их деятельности и установлением критериев к их созданию и работе. В результате организации, существовавшие до принятия закона, либо прекратили существование из-за несоответствия новым требованиям, либо были объединены.

В действующих сейчас дружинах, отмечает Гайдов, участвует около 200 тыс. граждан. В 2015 году при их содействии было пресечено более 800 тыс. преступлений в общественных местах, выявлено свыше 370 административных правонарушений и задержано более 285 тыс. правонарушителей.

"Если в 2014 году субъекты России выделяли около 130 млн руб. на поддержание данной деятельности (например, обеспечение атрибутикой, удостоверениями, знаками отличия, формой, а также предоставление социальных гарантий медицинского и иного характера, страхование народных дружинников и др.), то в 2015 году количество выделяемых средств превысило эту сумму более чем на 180% и составило более 370 млн руб.", – уточняет эксперт.

Чаще всего дружинники участвуют в охране общественного порядка, оказывая правоохранительным органам содействие при осуществлении патрульной службы, обеспечении порядка при проведении общественных и публичных мероприятий, а также содействуя участковым уполномоченным. При этом в различных субъектах стараются учитывать все нюансы участия добровольцев в охране общественного порядка, чтобы сделать его максимально эффективным. Например, в Москве, как отмечает руководитель Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции город Москвы Алексей Майоров, учитывают даже возраст дружинников. "Зрелые люди с большим жизненным опытом охотнее патрулируют улицы и дворы, тогда как молодежь требует активных действий. Поэтому мы сформировали оперативные отряды, которые работают совместно с правоохранительными органами по наиболее острым вопросам, связанным, например, с проведением рейдов строительных площадок, мест массового скопления граждан (особенно это касается миграционного законодательства), пресечением несанкционированной торговли", – добавляет он.

За все два года действия Закона № 44-ФЗ не поступило ни одной жалобы на действия народных дружинников. Более того, Майоров отмечает, что помимо основного преимущества – увеличение количества людей, поддерживающих общественный порядок, – есть еще одно, не менее существенное: участие дружинников в правоохранительной деятельности помогает снизить коррупционную составляющую.

Источник - информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта