Версия для слабовидящих
Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров: "Никакого "огосударствления" третейского разбирательства не происходит" Печать Email
Правовые новости
21.12.2015

Мария Шувалова

Вадим Чубаров: "Никакого "огосударствления" третейского разбирательства не происходит"Реформа третейского разбирательства близится к завершению – 15 декабря Госдума приняла в третьем чтении два закона: об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ (далее – закон об арбитраже), который должен заменить действующий в настоящее время Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", и о внесении изменений в законодательство в связи с принятием закона об арбитраже1.

Предполагается, что оба документа вступят в силу с 1 сентября 2016 года. Работа по подготовке законопроектов, предусматривающих реформирование системы третейских судов, была начата Правительством РФ совместно с ТПП РФ и РСПП еще в 2013 году по поручению главы государства Владимира Путина (поручение Президента РФ от 27 декабря 2013 г. № Пр-3086) и сопровождалась многочисленными дискуссиями. О том, что данная реформа до сих пор вызывает споры, свидетельствует и тот факт, что за принятие указанных законов проголосовали чуть более половины депутатов Госдумы: 245 – за первый, 239 – за второй.

Одна из основных претензий противников принятия закона об арбитраже заключается в том, что он, по их мнению, направлен на "огосударствление" третейского разбирательства. Этот довод связан в первую очередь с предусмотренной документом необходимостью получения разрешения Правительства РФ на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Именно в форме постоянно действующих арбитражных учреждений при НКО, согласно закону, должны создаваться органы, которые будут заниматься администрированием арбитража: обеспечивать процедуры выбора, назначения или отвода арбитров, вести делопроизводство, распределять арбитражные сборы. А третейский суд в новой терминологии – это единоличный арбитр или коллегия арбитров, рассматривающих конкретное дело. Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров с мнением об "огосударствлении" третейского разбирательства категорически не согласен. "Никакого "закручивания гаек" не происходит. Само третейское разбирательство как было независимым, так независимым и остается. Реформа была направлена на наведение порядка в работе тех учреждений, которые администрируют споры. Таких арбитражных учреждений в настоящее время около 2500. Чем они занимаются и как работают, не может сейчас проконтролировать никто", – заявил он в ходе прошедшей вчера в ТПП РФ пресс-конференции: "Реформа третейского разбирательства".

Важно, что, согласно закону об арбитраже, Правительство РФ будет принимать решение о предоставлении или непредоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте России. В состав данного совета должны входить представители органов государственной власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, юридического, научного и предпринимательского сообщества. При этом госслужащие не могут занимать более трети состава совета. Таким образом, остальные две трети состава структуры, непосредственно отвечающей за принятие решения о возможности создания при конкретной НКО арбитражного учреждения, будут занимать заинтересованные лица, в частности предприниматели. 


Каким образом можно взыскать денежные средства по решению третейского суда? Ответ – в "Базе знаний службы Правового консалтинга" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Эксперты подчеркнули, что вступление закона об арбитраже в силу в случае одобрения его Советом Федерации и подписания Президентом РФ с 1 сентября следующего года не означает того, что с этой даты начнут ликвидироваться существующие третейские суды. Документом предусмотрено, что в течение трех месяцев со дня вступления его в силу Правительство РФ должно установить порядок выдачи разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения. Только по истечении одного года с момента утверждения этого порядка действующие третейские суды, которые не получат указанного разрешения кабинета министров, должны будут прекратить свою деятельность. При этом создаваемые после 1 сентября 2016 года арбитражные учреждения должны будут соответствовать требованиям нового закона.

Кроме того, в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона об арбитраже Правительство РФ должно будет установить порядок депонирования в Минюсте России правил постоянно действующего арбитражного учреждения. Эти правила – документ, аналогичный регламентам разрешения споров действующих третейских судов. Арбитражное учреждение сможет осуществлять свою деятельность только после того, как данные правила будут задепонированы в Минюсте России и опубликованы на сайте учреждения.

Не нужно будет получать разрешения Правительства РФ на осуществление арбитража только Международному коммерческому арбитражному суду (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) при ТПП РФ. Однако и МАК, и МКАС должны будут разработать и задепонировать свои правила арбитража, причем уже к 1 февраля 2017 года. Председатель МКАС и МАК Алексей Костин подчеркнул: для того чтобы учреждения соответствовали требованиям закона об арбитраже, нужно провести большую работу. В частности, МКАС и МАК так же, как и все остальные арбитражные учреждения, должны будут утвердить рекомендованные ими списки арбитров, включающие как минимум 30 человек, не менее трети которых должны иметь ученую степень, а не менее половины – обладать 10-летним (или более) опытом разрешения гражданско-правовых споров в качестве третейских судей или судей государственных судов.

В заключение председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников отметил, что после вступления в силу закона об арбитраже далеко не все экономические споры будут рассматриваться арбитражными учреждениями, но наведение порядка в деятельности третейских судов в любом случае повысит уровень доверия к ним.

Подробнее о положениях закона об арбитраже и закона, вносящего изменения в действующее законодательство в связи с принятием закона об арбитраже, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после их подписания Президентом РФ.

Источник - информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта