Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности Версия для слабовидящих
Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственности Печать Email
Правовые новости
14.07.2015

Нарушение чиновниками Кодекса этики может стать основанием для привлечения их к дисциплинарной ответственностиПо данным Минтруда России, на сегодняшний день в нашей стране насчитывается более 700 тыс. госслужащих, из них 500 тыс. на федеральном уровне и около 200 тыс. – на уровне субъектов РФ. При этом, как отмечает председатель комиссии ОП РФ по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак, нынешняя деятельность госслужащих демонстрирует немало проблем, связанных как со взяточничеством, так и с нарушением морально-этических принципов. Исправить ситуацию призван новый Кодекс этики государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее – Кодекс), проект которого был в мае текущего года вынесен Минтрудом России на общественное обсуждение1. Текст Кодекса в случае одобрения данного проекта будет утвержден соответствующим указом президента. 

Ныне действующий Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) носит чисто рекомендательный характер – основная проблема заключается в том, что за нарушение его положений невозможно применить меры юридической ответственности. "С нашей точки зрения это серьезное упущение, поскольку госслужащий может и не нарушать нормы закона, но его поступок будет настолько аморальным, что дальнейшее прохождение им службы является недопустимым. Если мы посмотрим на практику в других странах, то увидим, что уже сейчас там существуют примеры, когда за нарушение норм этики чиновника увольняют. Мы пришли к выводу, что у нас есть резерв для совершенствования существующих норм в этом направлении", – рассказал в рамках состоявшегося вчера в ОП РФ общественного обсуждения Кодекса директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак.

Таким образом, новый документ может стать нормативным правовым актом, нарушение норм и правил которого будет признаваться правонарушением, влекущим применение к чиновнику мер юридической ответственности – в том случае, когда нет оснований привлечь его к уголовной или административной ответственности. Соответствующие изменения планируется также внести в действующее законодательство2 (Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Новый Кодекс, кроме того, содержит положение об обязанности чиновников соблюдать морально-этические принципы и во внеслужебной деятельности. "Граждане оценивают поступки госслужащего не только в рабочем кабинете, но и когда он находится среди друзей и на улице – и это отношение проецируется на всю госслужбу", – уточняет Дмитрий Баснак.

Предполагается, что знание положений Кодекса будут проверять при поступлении на госслужбу.

Однако документ, на взгляд экспертов, все же нуждается в серьезной доработке.

Во-первых, упомянутые в Кодексе моральные принципы необходимо скорректировать. Проект определяет несколько основных принципов, которыми должны руководствоваться чиновники: гуманизм и патриотизм, честность и социальная ответственность, профессионализм, беспристрастность и объективность. Генеральный директор Национального союза "Управление персоналом" Александр Турчинов предлагает включить в этот перечень непредвзятость, добросовестность и справедливость. Кроме того, в Кодексе, по его мнению, не хватает положения об ответственности руководителя за действия подчиненных.

Во-вторых, следует четко прописать механизм реализации содержащихся в акте норм. Дмитрий Баснак уточняет, что рассмотрение вопросов, связанных с нарушением чиновниками положений Кодекса, могут поручить комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, работающим в каждом госоргане. Однако, по мнению Александра Турчинова, особое внимание следует уделить участию в этом процессе института государства и общества. "Можно и нужно создать комиссии по этике в общественных палатах – только тогда заработают институты гражданского общества", – подчеркивает он.

В-третьих, необходимо прописать в Кодексе обязанность чиновника сообщать своему руководителю и прокурору субъекта России об известных ему признаках и фактах хищения средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов и иных преступлениях и правонарушениях. 

 

МНЕНИЕ

Владимир Осечкин

Владимир Осечкин, член Совета по развитию общественного контроля при Комитете Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, член рабочей группы ОП РФ по формированию общественных наблюдательных комиссий:

"На сегодняшний день у нас прописана уголовная ответственность только за сокрытие особо тяжких преступлений [ст. 316 УК РФ. – Ред.]. А по большому счету все растраты, мошенничества, хищения бюджетных средств и их нецелевое расходование – это преступления, которые относятся к категории тяжких. Сегодня ни один закон не обязывает госслужащего сообщать в правоохранительные органы и своему руководителю о таких преступлениях. Более того, определенная часть населения до сих пор живет не по закону, а по "понятиям", в соответствии с которыми заявление о преступлении и содействие госорганам является неким "стукачеством" и доносительством. Если же предлагаемый акцент будет сделан в Кодексе, это поддержит заявителя. Получается, что, наоборот, заявление о преступлении будет этичным, а его сокрытие – нет".


 

В четвертых, в Кодекс следует включить положения, регламентирующие прозрачность деятельности госслужащих. Общество, по мнению Владимира Слепака, должно получать объективную информацию о действиях каждого чиновника, чтобы иметь возможность сформировать свое мнение о его этическом портрете и повлиять в дальнейшем на принятие решения о его продвижении на службе. "Крупных чиновников необходимо заслушивать – независимо и беспристрастно. Госслужащие должны выступать, в частности, на специально организованных для этого общественными палатами России мероприятиях. Представители общественности должны предъявлять им требования и выставлять оценки их работы. Это залог здоровой ротации", – уточняет он. 

ОП РФ анонсировала повторное рассмотрение доработанного законопроекта через несколько недель. Более того, не исключено, что в целях наиболее эффективной реализации положений нового акта Минтрудом России будет специально разработан типовой план мероприятий по внедрению и применению Кодекса.

Источник - информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта