Версия для слабовидящих
Законопроект об уточнении порядка добровольного страхования выезжающих за рубеж граждан РФ требует доработки Печать Email
Правовые новости
26.03.2015

Законопроект об уточнении порядка добровольного страхования выезжающих за рубеж граждан РФ требует доработкиЗаконопроект о внесении изменений в положения, регулирующие сферу добровольного страхования выезжающих за рубеж граждан РФ1 (далее – Законопроект), содержит в себе ряд спорных моментов и должен быть доработан ко второму чтению. К такому выводу пришли участники слушаний по документу, состоявшихся в Общественной палате РФ (ОП РФ) 23 марта. В мероприятии, помимо членов палаты, приняли участие представители госорганов, туроператоров, страховых компаний и организаций по защите прав туристов. В первом чтении Законопроект, внесенный Правительством РФ, был принят Госдумой 27 февраля текущего года.

Участники слушаний отметили, что Законопроект не предлагает кардинальных изменений в порядок страхования выезжающих за пределы России граждан РФ. В настоящее время россияне самостоятельно оплачивают оказанную им в другой стране медицинскую помощь в случае отсутствия у них страховых полисов (с. 14 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Согласно Законопроекту лицо, не заключившее договор добровольного страхования, так же само будет оплачивать свое лечение за границей. Однако документом уточняется, что самостоятельно будут оплачиваться и расходы на эвакуацию из страны временного пребывания. В случае смерти такого гражданина расходы по репатриации тела будут нести родственники или другие лица, заинтересованные в его возвращении в Россию. Общественники не совсем согласны с указанным положением. Они считают, что Россия как социальное государство обязана обеспечить охрану жизни и здоровья своих граждан независимо от того, оформляли они страховой полис или нет. В связи с этим они предлагают указать в Законопроекте, что гражданин, не заключивший договор добровольного страхования, несет все перечисленные выше расходы, за исключением случаев, когда он находится в опасном для жизни состоянии.

Стоит отметить, что документ закрепляет обязанность туроператоров разъяснять туристам возможные последствия незаключения договора добровольного страхования и брать у них соответствующую расписку. Эксперты неоднозначно относятся к такой идее: одни считают, что это – недопустимое запугивание клиентов, другие уверены, что таким образом можно обратить внимание граждан на возможные риски, связанные с заграничной поездкой.

Реализация предусмотренного Законопроектом правила о самостоятельной оплате не оформившими страховку гражданами их транспортировки в Россию позволит сэкономить бюджетные средства. Так, по словам директора Клуба защиты прав туристов Романа Бобылева, стоимость эвакуации с помощью так называемой санитарной авиации до начала кризиса составляла 1,2-1,8 млн руб. По данным страховых компаний, договоры добровольного страхования заключают около 17 млн человек в год, за медицинской помощью обращаются около 350 тыс. – примерно 2%. Из этого общего количества обращений 80% – по амбулаторным случаям, 15% – в случаях, требующих госпитализации, 5% – в тяжелых случаях. Несмотря на такие небольшие проценты обращений, за год на эвакуацию граждан расходуется немаленькая сумма.

Главная предлагаемая Законопроектом поправка – об установлении страховой суммы по договору добровольного страхования не менее 2 млн руб. – является одной из самых спорных. Напомним, в настоящее время договор страхования, предусматривающий выплату страховой суммы не менее чем €30 тыс., является одним из необходимых условий для получения Шенгенской визы (п. 5 ст. 15 Регламента Европейского Парламента и Совета Европейского Союза № 810/2009 от 13 июля 2009 г., устанавливающего Кодекс Сообщества о визах (Визовый кодекс)). В договорах страхования россиян, выезжающих в безвизовые страны, устанавливается, как правило, страховая сумма в €15 тыс., и ее не хватает для оплаты стоимости лечения и медицинской эвакуации в случаях серьезных заболеваний или получения тяжелых травм, отмечали разработчики Законопроекта в пояснительной записке к нему. Общественники согласны с предлагаемым увеличением страховой суммы, но считают, что гражданам, которые выезжают за границу часто и на непродолжительный срок, например жителям приграничных регионов, нужно предоставить возможность оформлять страховку на меньшую сумму и с уплатой меньшей страховой премии. Представители же страховых компаний, напротив, подчеркнули, что такая страховая сумма оптимальна для поездок даже в близлежащие страны, так как, к примеру, транспортировка из Абхазии в Сочи на машине скорой помощи обходится в 100 тыс. руб. При этом суммы страховых премий не обременительны – €20-30.

Члены ОП РФ отметили, что Законопроект предполагает некоторое повышение уровня защиты выезжающих за рубеж граждан – за счет установления определенного набора прав, которые должны быть прописаны в договоре страхования и обеспечены страховщиком. При этом ряд норм документа они считают недостаточно определенными и требующими доработки. Так, они предлагают указать в Законопроекте, кто будет платит непосредственно зарубежным медицинским организациям – сам турист, который потом получит возмещение у страховщика, или все же страхования компания. По их мнению, именно последняя должна напрямую взаимодействовать с медицинскими или страховыми организациями за рубежом для обеспечения оказания помощи туристу.

 

МНЕНИЕ

Лидия Михеева
Фото: oprf.ru

Лидия Михеева, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами:

"Самый главный вопрос: что будет гарантировано в рамках этого договора добровольного страхования? Получит ли наш гражданин необходимую медицинскую помощь или он вынужден будет платить врачам, а в России пытаться компенсировать эти расходы? Мне кажется, нам нужно обо всем этом подумать, все эти механизмы обсудить, поскольку граждане, которые понесли расходы и по возвращении в Россию пытаются получить возмещение у страховых компаний, сталкиваются с рядом сложностей, делающих практически бессмысленным обращение к страховщикам. Чтобы получить возврат €100, потраченных в Европе на обращение к врачу, нужно перевести на русский язык документы, выданные врачом, чеки, выданные в аптеке, квитанцию об оплате медицинских услуг и нотариально удостоверить перевод. Расходы на нотариально удостоверенные переводы порой превышают те же самые €100".


 

Исполнительный директор закрытого акционерного страхового общества "Европейское Туристическое Страхование" Юлия Алчеева в свою очередь подчеркнула, что договор страхования выезжающих за рубеж нацелен, прежде всего, на компенсацию расходов в связи с ущербом, он не может гарантировать оказание помощи на территории другого государства. Она напомнила, что для этой цели существует система сервисных компаний (так называемые ассистансы), оказывающих услуги по страховому сопровождению. У них есть договоры и с медицинскими учреждениями, и со страховщиками, и 90% обратившихся к ним за содействием в организации помощи граждан получают ее. Тем не менее, гарантировать абсолютно во всех случаях, что иностранное государство и его медучреждения будут готовы принять оплату безналичным расчетом от страховых компаний, нельзя. Поэтому не стоит закреплять в законе и обязанность страховщиков не по компенсации ущерба, а именно по обеспечению организации медицинской помощи, отметила Юлия Алчеева.

 

МНЕНИЕ

Юлия Алчеева
Фото: erv.ru

Юлия Алчеева, исполнительный директор закрытого акционерного страхового общества "Европейское туристическое страхование":

"Как отмечают наши зарубежные партнеры, у них вообще нет такого понятия, как амбулаторный страховой случай, когда турист обращается в сервисную компанию в случае амбулаторного заболевания. Для российских туристов делается исключение, очень многие договоры сервисных компаний для них существенно отличаются от договоров для других иностранных туристов. В то же время надо понимать, что ни одна клиника не будет требовать от туриста наличной оплаты, если речь идет о серьезном страховом случае, предполагающем серьезные расходы. Медучреждения знают, что есть ассистансы, у которых можно получить гарантию своих расходов, это гораздо продуктивнее".


 

Еще один неопределенный момент касается событий, которые признаются страховыми случаями. Так, Законопроект относит к ним, в частности, получение травмы, отравление, внезапное острое заболевание или обострение хронического, необходимую в случае смерти гражданина репатриацию его тела в Россию. Общественники считают необходимым уточнить, являются ли эти события страховыми случаями, когда к их возникновению привело алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение застрахованного лица.

Также предлагается уточнить положение о моменте вступления в силу договора добровольного страхования. Согласно Законопроекту он вступает в силу после оплаты страховой премии, но не позднее даты пересечения границы РФ. Представители ОП РФ опасаются за электронные платежи, которые могут "зависнуть" и поступить страховой компании уже после пересечения границы застрахованным лицом. Кроме того, логично было бы определить, идет речь о внесении всей суммы страховой премии или ее части, поскольку по общему правилу договор страхования вступает в силу с момента уплаты страховой премии или первого ее взноса (ч. 1 ст. 957 ГК РФ).

К единому мнению по поводу документа участники слушаний так и не пришли. Совпали они лишь в одном – граждане РФ должны более ответственно относиться к планированию заграничных поездок, обдумывать возможные риски, связанные с ними, и не подвергать опасности свою жизнь и свое здоровье. Тем не менее, все указанные спорные моменты и предложения экспертов будут отражены в заключении ОП РФ на Законопроект, которое палата направит в Госдуму.

Источник - http://www.garant.ru/news/615290/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта