Версия для слабовидящих
СПЧ готовит реформу законодательства об НКО Печать Email
Правовые новости
06.02.2015

Российское законодательство о некоммерческих организациях (НКО) может подвергнуться кардинальному пересмотру. Подробности возможной реформы обсуждались на заседании совместной рабочей группы Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) и Минюста России. Также участие в обсуждении приняли представители Общественной палаты РФ и научного сообщества.

"Предлагается построить законодательство о некоммерческих организациях по принципу разделения на частно-правовое регулирование и публично-правовое регулирование", – охарактеризовал основную суть изменений председатель СПЧ Михаил Федотов.

В основу новой системы должны лечь два закона. Первый из них устанавит формы НКО, порядок их создания, деятельности, ликвидации и прочие гражданско-правовые моменты. Второй – будет регулировать вопросы, связанные с реализацией конституционного права граждан на объединение, и взаимоотношения НКО с государством в данном контексте. Пока эти законы имеют рабочие названия "О некоммерческих организациях" и "О праве на объединение" соответственно.

Основная задача изменений – систематизировать законодательство и разделить правовое регулирование деятельности таких разных по своей сути НКО как потребительские кооперативы, товарищества собственников и политические партии, религиозные организации. Таким образом должна получиться система из трех уровней законов: первый уровень – ГК РФ, второй – два новых закона, упомянутых выше, и третий – специальные законы о конкретных видах НКО.
  

МНЕНИЕ

Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

"Например, некоммерческим партнерством может быть организация, которая защищает права журавлей, а может быть адвокатская коллегия. Это немножко разные вещи. Они по своей публично-правовой конструкции разные, а с точки зрения гражданско-правовой – совершенно одинаковые и попадают в понятие некоммерческих организаций. За счет того, что у нас нет четкой структуры в этом понятии, получается полная "свалка".



"Назрела объективная и очень насущная необходимость внесения изменений в законодательство о некоммерческих организациях, в том числе в связи с внесением изменений в ГК РФ", – отметила в свою очередь заместитель директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России Анна Котова.

В законе о праве на объединение планируется отразить понятия общественного, личного и группового интереса, закрепить механизмы и правовые основы реализации права граждан на объединение. Также отдельный блок может быть посвящен полномочиям и обязанностям органов государственной власти, местного самоуправления их должностных лиц в данной сфере.

Помимо этого, предполагается закрепить формы реализации гражданами права на объединение, его экономические основы, нормы о государственной поддержке, ответственность государственных и муниципальных органов, должностных лиц и положения о контроле и надзоре в данной сфере. Одновременно рассматривается возможность раскрытия в законе и права граждан на объединение без создания юридического лица и механизмы защиты интересов таких объединений.

При этом планируется, что закон о праве на объединение будет касаться не всех НКО. Например, он не затронет государственные, бюджетные учреждения и ряд других форм НКО.

По словам первого заместителя секретаря Общественной палаты РФ Владислава Гриба, закон о праве на объединение создаст гарантии невмешательства государства в деятельность НКО и, напротив, НКО в деятельность государственных органов. Кроме того, по его мнению, в документе должно найти отражение подробное определение политической деятельности применительно к НКО.
  

МНЕНИЕ

Владислав Гриб, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ

Владислав Гриб, первый заместитель секретаря Общественной палаты РФ:

"Закон о праве на объединение – это конституционно правовые гарантии, публично-правовые гарантии. Он будет коротким, может быть 8-10 статей, и не будет касаться корпоративных, внутренних отношений. Это, грубо говоря, отношения государства и прав граждан на объединение. Закон будет касаться как юридических лиц – НКО, так и объединений граждан. Мы не сможем дать публично-правовые гарантии, конституционно-правовые гарантии в законе об НКО, который представляет собой все-таки акт гражданского законодательства".


 

Также рассматривается вариант разделения процедуры регистрации НКО как юридического лица, и процедуры наделения его специальной правоспособностью. "Политическая партия как некоммерческая организация в гражданско-правовом смысле регистрируется в налоговой инспекции, но у нее ограниченная правоспособность. Как политическая партия она регистрируется уже в Минюсте России, и там она получает правоспособность политической партии”, – привел пример того, как это предложение может работать на практике, Михаил Федотов.

По словам Михаила Федотова, подобный подход, схожий по своей сути с лицензированием деятельности, поможет избежать ситуации, когда НКО в результате приостановления деятельности не имеет возможности исполнять свои гражданско-правовые обязательства. Кроме того, такой подход не потребует реорганизации НКО, в том случае, если она решит сменить специфику своей деятельности.

"Возникнув как молодежный клуб, через пять лет организация станет молодежной политической партией, и ей для этого перерегистрироваться не требуется. Необходимо пройти специальную процедуру в Минюсте России или в каком-то другом органе. Как юридическое лицо она продолжает существовать. Тогда не будет проблемы, когда приходится закрывать молодежный клуб и регистрироваться как политическая партия", – пояснила идею СПЧ заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Елена Абросимова.

На данный момент инициатива по реформированию законодательства об НКО находится на стадии подготовки концепции, которую СПЧ, Минюст России и другие государственные органы и представители научного сообщества планируют обсудить 18 февраля. Окончательный вариант концепции Михаил Федотов намерен представить Президенту РФ Владимиру Путину.

Источник - http://www.garant.ru/news/605408/

 
Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта