Законопроект о налоговом консультировании поддержан ОП РФ в ходе "нулевого чтения" Версия для слабовидящих
Законопроект о налоговом консультировании поддержан ОП РФ в ходе "нулевого чтения" Печать Email
Правовые новости
12.11.2014

Общественная палата РФ поддержала проект федерального закона № 529626-6 "О налоговом консультировании" в ходе прошедших вчера "нулевых чтений". Однако участники слушаний сошлись на том, что для успешного внедрения нового института, в документ необходимо внести ряд изменений. В частности касательно усиления социальной ориентированности законопроекта, усовершенствования порядка аттестации консультантов и стимулирования граждан и организаций к пользованию их услугами.

Напомним, что законопроект предусматривает появление в России налоговых консультантов, которые по итогам квалификационных экзаменов будут обязаны войти в специальную саморегулируемую организацию. В качестве главного достоинства законопроекта позиционируется норма об имущественной ответственности налоговых консультантов за некачественно оказанные услуги.

"В бизнесе по налоговому консультированию сегодня может участвовать каждый гражданин, даже не имея высшего образования или имея высшее химическое, педагогическое, историческое образование. Достаточно курсы пройти. Конечно, очень важно, чтобы бизнесмен или гражданин, обращаясь к налоговому консультанту, был уверен, что получит квалифицированную консультацию. Это невозможно сделать, если не будет имущественной ответственности членов саморегулируемой организации таких консультантов", – заявил первый заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб, открывая "нулевые чтения".

 

МНЕНИЕ

Артем Кирьянов, член Общественной палаты РФ, председатель Российского союза налогоплательщиков

Артем Кирьянов, член Общественной палаты РФ, председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков:

"Одним из главных элементов сегодняшнего законопроекта является социальная сторона. Мы с вами сегодня обсуждаем социально ориентированный законопроект, который позволит гражданам воспользоваться ответственными и квалифицированными услугами налоговых консультантов при взаимоотношениях с государством. Существующий рынок налоговых консультантов ориентирован на юридические лица в основной своей массе. Но с учетом все более сложных задач, которые стоят в налоговой сфере, гражданам необходима помощь. Эта помощь для социально уязвимых слоев должна быть бесплатной, за счет определенных механизмов социальной поддержки со стороны государства".



По мнению старшего инспектора СК РФ Георгия Смирнова, параллельно с принятием законопроекта о налоговом консультировании стоит также ввести институт налогового рескрипта, когда налоговый консультант утверждает в налоговом органе схему оптимизации налогообложения. В дальнейшем сам налогоплательщик, применяющий эту схему, по рекомендации налогового консультанта полностью освобождается от ответственности.

Говоря о недостатках законопроекта, представитель СК РФ указал на тот факт, что согласно документу квалификационный экзамен для налоговых консультантов проводится образовательными организациями высшего образования. По его мнению, здесь имеет место корупционогенный фактор, так как существует много недобросовестных образовательных учреждений.

"Наверное целесообразно, чтобы квалификационный эксзамен проводился комиссией при федеральном органе, которая включает в себя представителей образовательных учреждений", – предложил он.

По мнению директора Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилла Никитина, в законопроекте необходимо предусмотреть позитивные стимулы для использования налоговых консультантов. Такими позитивными стимулами могут стать более поздняя подача деклараций и более поздняя уплата налогов для тех, кто пользуется услугами налоговых консультантов, приоритетное рассмотрение обращений, подготовленных налоговым консультантом, прописанный статус налогового консультанта в НК РФ, представление интересов налогоплательщика консультантом на основании ордера.

"Люди должны хотеть использовать налоговых консультантов, не потому, что их заставили, не потому, что так теперь положено по закону, а потому что использование налоговых консультантов является важным с точки зрения качества", – пояснил он.

Наряду с этим, перечень профессий, стаж работы по которым достаточен для допуска к квалификационным экзаменам налоговых консультантов, по его мнению, является слишком широким.

"Я не считаю, что мировые судьи, лица, замещающие государственные должности, с высшим экономическим или высшим юридическим образованием имеют какое-то представление о налоговом законодательстве или налоговой практике – вы можете сделать собственные выводы, пообщавшись с такими людьми на элементарные налоговые темы", – заметил Кирилл Никитин.

Кроме того, по его словам, выбор саморегулируемых организаций, как инструмента, обеспечивающего ответственность налоговых консультантов, является достаточно спорной.

 

МНЕНИЕ

Кирилл, Никитин, директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер PwC

Кирилл Никитин, директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер PwC:

"В целом ряде эффективных экономик вопросы ответственности налогового консультанта, вопросы добросовестности, которые подстегиваются этой ответственностью, решены не с помощью СРО, фондов, солидарных или субсидиарных механизмов. Они решены за счет неограниченной имущественной ответственности конкретного налогового консультанта. Без каких либо попыток переложить эти деньги на добросовестных коллег. А в дальнейшем рынок страхования сам по себе решит все необходимые вопросы. И тогда уже для тех консультаций, для которых в силу небольшого размера или неопытности рынки станут недоступны, речь пойдет о добровольном и стимулируемом с помощью законодательства объединении, коллективном страховании".


 

Также он отметил, что статус организации как налоговой консультации может стать причинной злоупотреблений при размещении государственных заказов. В связи с этим, по его мнению, необходимо установить запрет на включение подобных требований в конкурсную документацию.

Заместитель руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "Опоры России" Олеся Сапа, отметила, что необходимо урегулировать вопрос, связанный с толкованием налогового законодательства Минфином России. По ее мнению, фактически подобное толкование является налоговой консультацией, так как соответствующие правовые позиции и рекомендации граждане и организации применяют на практике.

"Минфин России обладает правом толкования налогового законодательства, а это, по сути, услуги налогового консультирования. Однако они исключаются из этого законопроекта, в том числе и в плане ответственности. Мы видим, как иногда у нас даются толкования по тем или иным нормам. При этом госслужба засчитывается в стаж работы по специальности, необходимый для допуска к экзамену по налоговому консультированию. Наверное, это не очень объективно и государственные служащие, которые дают в Минфине России консультации по поводу применения норм налогового законодательства, а также как те, кто работают в налоговых органах, особенно территориальных, должны также нести ответственность за такие консультации", – пояснила она.

В ходе "нулевых чтении" неожиданно дискуссионным оказался вопрос о том, на кого в первую очередь ориентирован данный законопроект. По мнению СК РФ, целевая аудитория законопроекта – это индивидуальные предприниматели и организации. В ОП РФ считают, что закон в первую очередь должен помочь гражданам.

 

МНЕНИЕ

Георгий Смирнов, старший инспектор СК РФ:

Георгий Смирнов, старший инспектор СК РФ:

"Институт налогового консультирования нельзя анализировать в отрыве от специфики действующего российского законодательства о налогах и сборах. С учетом такой специфики, наверное, этот законопроект будет ориентирован на индивидуальных предпринимателей и консультирование представителей организаций. Специфика российского законодательства о налогах и сборах заключается в том, что по большей части налогов базу рассчитывает не само физическое лицо, а, например, агент или налоговый орган. Для физического лица в России налоговое консультирование в меньшей степени актуально, в отличие от ряда стран, где само физическое лицо исчисляет базу по НДФЛ (в США, странах Европы). Но от этого закон не становится менее актуальным. В настоящее время существует потребность в развитии общественного сознания, правосознания, налогового правосознания населения, формировании понимания того, что налоговая обязанность – это конституционная обязанность".


 

МНЕНИЕ

Кирилл, Никитин, директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер PwC

Кирилл Никитин, директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер PwC:

"Наша налоговая система развивается таким же образом, как и все налоговые системы – путем постепенного увеличения обязанностей и доли в доходах консолидированного бюджета налогов граждан (в Москве на первое место в 2013 году вышел НДФЛ, а не налог на прибыль, впервые в России). Мы знаем, что у физических лиц появилась в рамках налога на имущество обязанность информировать налоговиков о наличии у них объектов налогообложения. С этой точки зрения, я не согласен, что законопроект о налоговом консультировании должен фокусироваться на ИП и организациях. Цель должна заключаться в том, чтобы предоставить возможность пользоваться качественными услугами налоговых консультантов, прежде всего, гражданам.


 

При этом, по мнению руководителя рабочей группы по дорожной карте "Совершенствование налогового администрирования "Агентства стратегических инициатив Бориса Нуралиева, потребность в налоговом консультировании при котором консультант будет нести имущественную ответственность за принятые решения, есть и у бизнеса, причем даже крупного.

"Еще относительно недавно налоговые декларации подписывал директор и главный бухгалтер. Теперь подписывает один руководитель предприятия, лично несет ответственность. А контроль ставится все жестче. На что руководитель предприятия может сослаться? Кто подтвердит, что он все сделал правильно? В этой ситуации полезно, если будет в аттестованный налоговый консультант, которого знает ФНС России, который проходил обучение и будет нести ответственность", – обрисовал ситацию Борис Нуралиев.

Как отметил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Григоренко, законопроект будет актуален как для граждан, так и для малого бизнеса. По его мнению, основные проблемы связаны именно с незнанием налогового законодательства и соответствующих процедур (по незнанию налоговые правонарушения совершают 99% налогоплательщиков). Именно поэтому существует потребность в консультантах, которые за невысокую плату смогут оказывать необходимые консультации.

"Субъекты малого бизнеса треть деклараций представляют нам с ошибками. Наши действия – мы отправляем их обратно, просим поправить. У нас представлено свыше миллиона уточненных деклараций субъектами малого предпринимательства и гражданами за 2013 год. Это просто работа, но ее можно перевести на предупреждение, чтобы на входе в налоговый орган эта информация была правильной. Мы на сумму в 11 млрд руб. отказали в вычетах физическим лицам за 2013 год. Сама процедура заявления вычетов очень простая. Есть где-то ошибки и неточности, но основная проблема – не та бумажка, не в то время", – пояснил он.

 

МНЕНИЕ

Дмитрий Григоренко, заместитель руководителя ФНС России

Дмитрий Григоренко, заместитель руководителя ФНС России:

"Зачем нам нужен институт налогового консультирования? Первое – должен появиться интуитивно понятный рынок консультационных услуг, чтобы граждане имели возможности в случае необходимости обратиться за помощью. Второе – снижение коммерческих рисков из-за неспособности просчитать налоговые последствия своих действий. Третье – уменьшение количества ошибок со стороны граждан и малого бизнеса при оформлении налоговой отчетности, налоговых деклараций. Четвертое – стимулирование деловой активности в рамках гарантированной защиты имущественных интересов. Пятое – появление гарантий определенного уровня качества налоговых консультантов".


 

При этом в ходе "нулевого чтения" отмечалось, что законопроектом ставится задача не адаптирования действующих организаций, занимающихся налоговым консультированием под новые стандарты, а создания системы с нуля.

"Мы этим законопроектом не пытаемся институциализировать ранее существующие отдельные ассоциации, статусы, организации. Мы пытаемся создать новую профессию, новую квалификацию. Все те, кто профессионально будет готов к этой деятельности, в соответствующем порядке смогут приобрести этот статус. Независимо от того, назывались ли они ранее налоговыми консультантами, входили они в те или иные организации, являлись ли они адвокатами, юристами, госслужащими, муниципальными служащими, мировыми судьями или нет", – заметил Кирилл Никитин.

Источник - http://www.garant.ru/news/582966/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта