Версия для слабовидящих
Общественная палата РФ попросит Госдуму ускорить рассмотрение законопроекта о волонтерстве Печать Email
Правовые новости
07.10.2014

Общественная палата РФ попросит Госдуму ускорить рассмотрение законопроекта о волонтерствеЗаконопроект "О добровольчестве (волонтерстве)"1 (далее – Законопроект) был внесен в Госдуму еще 21 июня 2013 года, однако до сих пор не был рассмотрен даже в первом чтении. При этом экспертное сообщество и представители органов власти до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, как именно нужно стимулировать развитие волонтерства. Самыми проблемными являются два вопроса: должен ли закон предусматривать прямое регулирование этой деятельности или необходимо закрепить в нем лишь меры поддержки волонтеров и в какой форме должна оказываться такая поддержка. Тем не менее, сама необходимость принятия рамочного закона, в котором будет определен правовой статус волонтера, уже не оспаривается. Общественная палата РФ намерена обратиться в Госдуму с просьбой в ближайшее время принять Законопроект в первом чтении. Однако документ необходимо будет доработать либо сейчас, либо ко второму чтению, заявил член Комиссии ОП РФ по добровольчеству и волонтерству Сергей Щетинин в ходе круглого стола, проведенного палатой 30 сентября текущего года и посвященного обсуждению Законопроекта. 

Напомним, понятия "доброволец" и "волонтер" не являются новыми для российского законодательства. Положения о деятельности добровольцев закреплены, в частности, в следующих законах:

Положения о волонтерах закреплены в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Получается, что термин "волонтерство" используется в настоящее время только в спортивной сфере, во всех остальных говорится о добровольчестве. В Законопроекте же эти понятия закреплены как абсолютно идентичные. Кроме того, документ устанавливает общие основы волонтерской деятельности, вне зависимости от области, в которой она осуществляется.

Участники круглого стола отметили, что необходимость определения правового статуса волонтера очень четко выявляется в условиях чрезвычайных ситуаций, когда сотрудники МЧС России не знают, можно ли допускать на место происшествия добровольцев или нет и необходимо ли наличие у последних специальной подготовки.

Тем не менее, практика показывается, что люди хотят заниматься волонтерством, и такое желание нужно поощрять, считают эксперты. Однако, помимо законодательного закрепления положений о добровольчестве, необходимо изменить отношение общества к деятельности волонтеров – ее нужно понимать не как нечто удивительное, а как должное.
 

    МНЕНИЕ
     

    Антон Цветков  Фото: government.ru  Сергей Поспелов
     Фото: government.ru

    Сергей Поспелов, руководитель Росмолодежи:

    "Сейчас у нас как: если ты волонтер, значит ты какой-то странный, потому что ты хочешь что-то бесплатно сделать. Наоборот должно быть, причем везде: в учебных заведениях, на работе, в понимании молодежи, в любой молодежной организации. Волонтерство – это неотъемлемая часть тебя, твоей гражданской позиции. Как раз если ты не делаешь этого, значит ты какой-то странный. И это должно дать социальный приоритет (не льготу, а именно социальный приоритет) для твоего дальнейшего роста". 

 

 

Руководитель Росмолодежи также подчеркнул, что принятие рамочного закона подтолкнет к развитию волонтерства в регионах. Стоит отметить, что в ряде субъектов РФ деятельность волонтеров уже нашла широкое применение. Например, в Ростовской области правовые основы этой деятельности даже закреплены законодательно – в областном законе от 27 июня 2012 г. № 895-ЗС "О поддержке добровольческой деятельности в Ростовской области". По словам депутата Законодательного Собрания Ростовской области Екатерины Стенякиной, волонтеры оказывают очень большую помощь в организации различных мероприятий. В настоящее время, например, они работают в пунктах сбора гуманитарной помощи беженцам из Украины, участвуют в мероприятиях по размещению этих граждан и обеспечению их всем необходимым для жизни. Однако указанный региональный закон направлен на поддержку только молодежных организаций, занимающихся волонтерской деятельностью. Поэтому финансовая поддержка волонтерства осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию государственных программ региона по работе с детьми и молодежью. Получается, что круг волонтеров ограничивается молодыми людьми до 35 лет.

Екатерина Стенякина озвучила еще одну проблему – волонтерские центры, созданные на базе образовательных организаций в ходе подготовки к Олимпийским зимним играм в Сочи, вынуждены сейчас сильно сократить штат и, соответственно, объем работ. Происходит это из-за того, что финансирование центров образовательными учреждениями осуществлялась на основе договоров, заключенных с олимпийским оргкомитетом "Сочи 2014". Сроки действия договоров истекли, поэтому финансирование прекращено. Для решения данной проблемы участники круглого стола предложили внести изменения в закон об образовании – закрепить в нем возможность осуществления образовательными учреждениями добровольческой деятельности и, соответственно, ее финансирования.

Отметим, что в настоящее время создаются предпосылки для развития волонтерства прежде всего среди молодежи. Так, особая роль отводится ему в проекте "Основ государственной молодежной политики в российской федерации до 2025 года". Кроме того, Президент РФ Владимир Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2013 г. предложил предоставлять волонтерам, проработавшим несколько лет в учреждениях здравоохранения, преимущества при поступлении в медицинские вузы. Участники круглого стола отметили, что реализация этой идеи не только в области здравоохранения, но и в других, может помочь в решении проблемы профориентации и трудоустройства молодежи.

В то же время не нужно забывать и о так называемых серебряных волонтерах – людях старшего возраста, считают представители волонтерских организаций. Кроме того, необходимо привлекать к добровольческой деятельности работающее население. Для этого они предлагают дополнить Законопроект положениями о корпоративном волонтерстве.

Обсудив целый ряд проблемных моментов, связанных с развитием в России добровольчества, представители органов власти, НКО, занимающихся волонтерством, и эксперты в этой области пришли к выводу, что один закон не сможет полностью урегулировать эту сферу, но станет необходимой базой для принятия других нормативных актов, и поэтому необходимо сделать его толковым и понятным. В связи с этим авторы Законопроекта готовы вносить в документ изменения и рассматривать альтернативные законопроекты, чтобы учесть как можно большее количество замечаний.
 
 

    МНЕНИЕ
     

    Александр Борисов
     Фото: council.gov.ru

    Александр Борисов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике: 

    "Я, как один из авторов Законопроекта, готов выступить с предложением – давайте рассмотрим альтернативные версии. Я не знаю, понадобится ли вам в данной ситуации мое авторство или вы можете другим способом внести законопроект. Просто от вас я услышал самое главное – что закон рамочный нужен. Наверное, у каждого появится своя инфраструктура [волонтерских центров. – Ред.]: у Минздрава – своя, у Минобрнауки – своя. Но для того чтобы убрать межведомственные разногласия, оформив статус волонтеров, закон нужен". 

 

 

Отметим также, что участники круглого стола сошлись во мнении о том, что волонтерам не нужно предоставлять прямых материальных льгот, поскольку это противоречит самой сути добровольчества. В то же время необходимо предусмотреть для них некие социальные гарантии, например право на преимущественное поступление в вузы. Кроме того, нужно подумать о введении медали волонтера и значка добровольца, заключили эксперты.

Источник - http://www.garant.ru/news/568447/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта