Можно ли использовать Civilization IV в образовании? Печать
Новости науки
25.02.2014
Множество игр — а это и специально созданные образовательные продукты, и тренирующие память головоломки — относят себя к образовательным, хотя бы и отчасти — ради привлечения соответствующей аудитории. Но много ли у вас доказательств их эффективности? Да и сама доказательная база нередко неоднозначна. Так может ли видео- или компьютерная игра и впрямь помочь тем, кто учится?


Да, уверен профессор из Стэнфорда Дэн Шварц (Dan Schwartz), о чём он и рассказал на недавней ежегодной конференции Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS). Но эффективное использование игр в образовании, вероятно, требует учёта множества факторов? Так и есть: на ранних стадиях обучения игры должны быть сосредоточены на развитии определённых навыков; на более поздних они могут «усиливать интуитивное усвоение предмета». Впрочем, в любом случае игры надлежит сочетать с качественным преподаванием.

По мнению г-на Шварца, в начале образовательного процесса игры служат двум целям. Во-первых, они могут предоставить концентрированную выжимку из знаний в более увлекательной форме, что усилит понимание и запоминание учебных материалов. Кроме того, некоторые игровые механики позволяют преподавателям усилить социальный и эмоциональный контроль над учащимися — скажем, заставить их уделять больше внимания предмету. Во-вторых, игры просто привлекают детей на уроки, позволяя им получать удовольствие от процесса. Это поможет мотивировать учеников к решению задач, которые в противном случае многим показались бы скучными.

Но тут, уточняет профессор, очень легко провалиться и даже навредить обучению. В одном случае простое изменение графики может превратить задачу математическую в задачу на чтение. Такие опыты проводились в школах, но ничего хорошего не получилось. Структура игр действительно содействовала запоминанию, но понимания материалов достичь не удалось. Для ряда предметов игровое обучение вообще не подходит.

Зачастую бывает и так, что игровая механика оставляет детей в недоумении. «Чего вообще от них хотят?» В итоге группа г-на Шварца взялась за самостоятельное создание учебной игры. Результатом стало бесплатное приложение Critter Corral, загрузить которое можно с iTunes. В этом проекте профессор придал математическим задачам эффект реальности, соотнеся их с обычными жизненными ситуациями (к примеру, нужно подсчитать, скольких посетителей салуна можно накормить). При ошибке ученик не просто получает соответствующее сообщение, но и видит расстроенных посетителей.

При испытании программы в детском саду результаты были многообещающими, так как дети показали себя в тестах на 20% лучше. А когда контрольная группа малышей тоже получила доступ к игре, она быстро догнала сверстников, участвовавших в эксперименте.

В приведенном выше примере дети использовали игру для развития математических навыков. Так если в детском саду всё работает, может, и в школах с вузами есть место играм? Ответ утвердительный, но с одной поправкой: у игр должна быть другая роль. Вместо совершенствования базовых навыков игры должны помочь с интуитивным пониманием предмета.

И такой пример есть: профессор упомянул игровую демонстрацию в духе Space Invaders, только волны врагов в ней были не случайными, а подчинялись определённым законам распределения. Поясняем: на лекциях по статистике сначала давались письменные и устные разъяснения, а игра помогала обучению на интуитивном уровне. «Письменное объяснение помогало всем, но быстрее его понимали и усваивали игроки», — заявил Дэн Шварц.

Сюрпризом для профессора стало то, что этот эффект проявился и в обычных коммерческих играх. Студентам младших курсов предложили провести 15 часов в Civilization IV и Call Of Duty 2. После этого им дали краткие описания реальных событий Второй мировой войны, акцентируя внимание на международных отношениях или тактической военной ситуации. Затем учащимся предложили сформулировать ряд вопросов, которые, на их взгляд, могли бы помочь с усвоением материала.

Когда дело дошло до международных отношений, студенты, игравшие в Civilization IV, смогли генерировать более сложные и важные вопросы. Но когда их попросили оценить тактическую ситуацию на фронтах, они растерялись и часто вовсе не могли придумать никаких вопросов. И наоборот: игравшие в Call of Duty выказали живейший интерес к тактике и слабое понимание политической и социально-экономической составляющих. Иначе говоря, разные игры задействуют определённые участки мозга, а также «настраивают» человека на восприятие определённого вида информации. Эффект держится какое-то время, то есть, сыграв в экономический симулятор, вы будете чуть лучше воспринимать экономическую информацию. И так далее.

Схожим образом игры Portal и Kerbal Space Program могут создать нужный контекст для понимания физики. В общем, г-н Шварц уверен, что игры способны не столько учить, сколько помогать в усвоении материалов «от математики до дипломатии».

Подготовлено по материалам Ars Technica.

Источник - http://compulenta.computerra.ru/tehnika/security/10011675/