Ещё четыре беспилотника, которые спасут нам жизнь Печать
Новости науки
03.02.2014
Робототехника давно не радует публику. Нет-нет, мы приветствуем тяжкий труд специалистов и понимаем, как нелегко даётся каждый следующий шаг, но обыватель негодует. Вот уже несколько десятилетий его кормят рассказами о том, насколько удивительные вещи будут творить роботы в недалёком завтра, но будущее что-то никак не наступает, заставляя вспомнить кэрролловскую Королеву: «Правило у меня твёрдое: варенье на завтра! И только на завтра! Завтра никогда не бывает сегодня!»

Остаётся только снова и снова рассматривать красивые картинки, на которых изображены даже не роботы, а просто плоды фантазий, имеющие весьма небольшие шансы на воплощение в реальность.

На этот раз «КЛ» предлагает полюбоваться на произведения дизайнеров из фирмы Frog. Один из её авторов, Кормак Юбэнкс, поясняет: «Мы заглянули в будущее, в котором беспилотники не шпионы, не оружие, не ужасное орудие зла, но помощники человека, делающие за него самую опасную работу».


«Циклодрон» (Cyclodrone) — летучий маяк, который сопровождает вас на велосипедной прогулке впереди или сзади, чтобы вы не попали под машину. Устройство подключено к мобильному телефону и следует заранее составленному маршруту. Инфракрасные сенсоры и датчики WiFi-соединения подсказывают дрону, на каком расстоянии от велосипеда следует держаться. Одновременно он излучает хорошо заметный сигнал для автолюбителей и снимает происходящее на видео.


«Снежный циклоп» (Snow Cyclops) — многоцелевой аппарат, способный предотвратить сход лавины путём обнаружения зон риска поблизости от лыжного курорта или над горной дорогой. Его можно снабдить взрывчаткой, дабы он вызвал превентивное обрушение (сейчас этим вручную занимаются специалисты, которых в труднодоступные места доставляет вертолёт). Если же лавину не удалось предотвратить, «Циклоп» ищет погибших и выживших с помощью тепловых датчиков. Среднее время выживания под снегом — 20 минут, так что подобное устройство было бы очень кстати. Наконец, дрон мог бы доставлять провизию и медикаменты заблудившимся туристам.


«Огненная буря» (Firestorm) призвана помочь борцам с иной стихией. Этот БПЛА первым залетает в горящее помещение в поисках выживших, а уже потом его указаниям следуют спасатели, которым сейчас приходится работать вслепую. К тому же датчики беспилотника по своим возможностям намного превосходят органы чувств человека, и плотность дыма им не помеха. Дополнительные сенсоры способны установить присутствие и концентрацию токсичных газов. Через установленный на борту передатчик с выжившим смогут связаться психологи ещё до того, как его спасут. Яркие огни помогут человеку, ослепшему от огня, дыма и страха, пробраться в безопасное место.


«Колибри и жук» (Hummingbird and Beetle) — пара роботов, способных выполнить весь цикл сельскохозяйственных операций в недоступных человеку местах. Первым делом «Колибри» находит почву, богатую питательными веществами, определяет, какую культуру в этом месте лучше всего выращивать, и т. д. Когда урожай созрел, там появляется «Жук», собирающий его и упаковывающий, после чего «Колибри» доставляет груз на склад или прямо в магазин.

Насколько жизнеспособны эти концепции? С одной стороны, компоненты подобных устройств дешевеют, что повышает шансы на их появление. А с другой — речь идёт об аппаратах, которые не просто перелетают из одной точки в другую, избегая препятствий, а ведут сложную автономную жизнь, самостоятельно принимая решения по заложенной программе и данным сенсоров.

Первый проект, конечно, самый реалистичный: не слишком сложно просто лететь, следуя заданным GPS-координатам, и сопровождать велосипедиста/бегуна, который представляет собой всего лишь точку с переменными координатами. Соблюдение определённой дистанции — задача тоже вполне решаемая.

«Снежный циклон» тоже возможен. Доставить груз в конкретную точку? Это уже делается. Найти человека под снегом? Не проблема, если подобрать хорошие датчики. Определять уязвимые места? Можно научить, если постараться.

А вот «Помощник пожарных» — чересчур смелая идея. Устройство, которое можно было бы отправить без карты в наполненное дымом и пламенем пространство, — это пока фантастика. У сельхозроботов другая печаль: хотя анализ почв и автоматический сбор урожая — дело недалёкого будущего, транспортировка по-настоящему тяжёлых грузов остаётся большой проблемой. Кроме того, таким серьёзным аппаратам требуется целая инфраструктура: им откуда-то надо взлетать, где-то перезаряжаться и т. д.

Подготовлено по материалам IEEE Spectrum.

Источник - http://compulenta.computerra.ru/tehnika/robotics/10011209/