Версия для слабовидящих
"Как нам не стыдно!". Бёрт Рутан удивляется тому, что люди перестали мечтать о космосе Печать Email
Новости науки
03.12.2015

Блистательное выступление Бёрта Рутана в рамках Форума "Открытые инновации", кажется, не оставило равнодушным никого в зале. 72-летний американский изобретатель и авиаконструктор, рассуждая о космических кораблях будущего, застыдил всё человечество.

Уникальный спикер и легендарный авиаконструктор работал в своё время в рамках государственной программы над созданием межпланетных зондов "Вояджер", которые ныне, по некоторым оценкам, покинули пределы Солнечной системы. Также впоследствии он создал суборбитальные пилотируемые космические корабли SpaceShipOne и SpaceShipTwo.

Приводим его выступление от первого лица.

Вчера мы отпраздновали 11 лет с того дня, когда мы в третий раз отправили в суборбитальный полёт космический корабль без какой-либо помощи со стороны государства и моей страны, со стороны американского космического агентства NASA.

Когда я стал думать, как говорить о будущем космических полётов, первое, о чём я подумал, что большинство людей в аудитории будет значительно младше меня. Мне 72 года (в зале звучат аплодисменты). Многие люди уже забыли, что происходило в 60-е годы, когда полёты в космос стали реальностью для человечества.

Так что давайте начнём с истории, я расскажу вам, как мы пришли к тому, что имеем сейчас, а потом уже поговорим о будущем.

Моё правительство пообещало в 1973 году, когда программа "Аполлонов" была завершена, что космические полёты станут доступными. Тогда обычные американцы стали спрашивать, когда это будет сделано для нас? Они начали говорить, то им надоело слушать рассказы астронавтов о том, как это было здорово, мы тоже хотим это испытать. И тогда нам ответили, что пройдёт 30 лет или около того.

Мы спросили об этом спустя 30 лет. И знаете что? Ответ был тот же: лет через 30. Я подумал "Погодите-ка"… На тот момент у меня уже не было в запасе ещё 30 лет. Это сумасшествие. Власти не работали над этим. Государству нет до этого никакого дела. Им нет дела до того, чтобы сделать космические полёты доступными для обычных людей. Да они и не должны над этим работать.

Вспомним историю. У нас появились авиалайнеры через 22 года после того, как был произведён первый моторный полёт. С момента запуска первых космических кораблей прошло как минимум 60 лет. И я не вижу ни одной веской причины для такой стагнации.

Надо что-то делать, брать дело в свои руки. Я буду рассуждать с точки зрения жителя США.

Наша страна понесла большие потери из-за запуска "Спутника". Это событие имело очень сильный негативный эффект на наш национальный престиж, для того, как Америку воспринимали в мире с точки зрения технологического развития. Реакция на это была невероятной.

Почему я говорю об этом? Потому что многие сегодня не помнят 60-е годы. США необходимо было восстановить национальный престиж. Постепенно по частям мы собрали себя.

В следующее десятилетие в 70-е годы также никто ничего не делал для создания частных полётов в космос, не стал делать их доступными и безопасными.

Мы отказались от возможности летать на Луну. Мы создали программу шаттлов. Шаттлы на самом деле были своего рода орбитальной станцией, которая должна была возвращаться с орбиты каждые пару недель. Бессмысленно. Это было большой ошибкой. Ещё большую ошибку совершили русские, они скопировали шаттл (речь о "Буране" — прим. ред.). Это шутка, конечно.

Последующие три десятилетия после этого мы игнорировали возможность создания безопасной системы спуска с орбиты. Нам не хватало отваги попробовать что-то новое. Мы боялись.

В этой таблице я собрал девять систем для запуска людей в космос. Все они разные и созданы были независимо друг от друга. Девять из них были созданы... за девять лет! Что мы сделали за последние девять лет?!

Я очень быстро расскажу вам историю их создания. Через несколько недель после запуска СССР первого человека в космос, Юрия Гагарина, мы ответили отправкой Алана Шепарда на ракете "Рэдстоун".

Джон Гленн полетел на ракете "Атлас" в орбитальный космический полёт (третий после Гагарина и Титова человек в истории, совершивший такое путешествие). Мы вступили в клуб астронавтов и космонавтов.

Америка сделала шаг к Луне. У нас уже были инструкции от Джона Кеннеди, мы должны были добраться на Луну до 1970 года. Вау! Сумасшествие. Уверен, русские тогда тоже подумали, что мы спятили. Да и мы так думали.

Проблема наша была в том, что мы использовали маленькие ядерные боеголовки для отправки ракет. У русских они были больше и, соответственно, ракеты были больше. В середине 60-х годов СССР был впереди.

Мы уже работали над ракетой "Сатурн-1". У нас были планы по созданию Сатурн-2, 3, 4, 5… Мы могли отправить на Луну и безопасно вернуть людей на Землю. В 1969 году два астронавта Армстронг и Олдрин ступили на Луну.

Рассмотрим следующие 45 лет с 1970 года до сегодняшних дней. Сколько пилотируемых ракет-носителей было создано? Всего три. США разработали космический челнок "Шаттл", китайцы создали "Великий поход", и ещё небольшая команда моих людей создала суборбитальную программу в пустыне Мохавэ. И это всё за 45 лет!

Есть в этом зале люди, которые были рождены до 1935 года? Никого? Вам не стыдно?! Никто, кто был рожден после 1935 года, не был на Луне. Что??

Сказали бы мы людям в 1969 году, что человек побывает на Луне, но к 2015-му опыт, который испытал Нил Армстронг, не смогут получить люди, родившиеся после 1935 года. Да они бы нас засмеяли. Абсурд!

Алан Шепард через 10 лет после того, как он отправился в суборбитальный полёт, тот же самый астронавт отправился на Луну и сыграл там в гольф.

Что мы сделали за последние 10 лет? Почему мы считаем это испытанием сейчас, когда мы справились с этим в 60-е годы?! Когда не было толком компьютеров, Интернета, программ, удивительных сенсоров. Это сумасшествие!

В следующие 10 лет у нас было создано и отправлено в космос несколько планетарных миссий. Я не говорю про мир, я про США. "Шаттл", кстати, полетел через 10 лет после того, как Шепард сыграл в гольф на Луне.

Нам пообещали, что вскоре мы сможем бюджетно отправиться в космос, так как это технология многократного использования. И что в результате?

Стоит ли нам пытаться сделать это снова? Можем ли мы? Конечно, мы можем.

В 1961 году было совершено четыре пилотируемых полёта в космос. На следующий год после полёта Юрия Гагарина было совершено пять запусков людей в космос. В 2004 году сколько было пилотируемых запусков? Мы что потеряли такую возможность?

Я не горжусь этим, но три пилотируемые миссии я отправил в космос, с моим маленьким космическим кораблём. Это ужасно. Нам должно быть стыдно! Всему миру должно быть стыдно, что мы ничего не делаем.

Государство не хочет брать на себя риск отправки частников в космос. При этом считается, что только государство способно максимально снизить риски. В первые 43 года мы потеряли невероятно маленькое количество людей от общего числа в ходе космических полётов. 4% людей погибли в ходе космических полётов, в ходе всего четырёх инцидентов. В 1910 году были такие же риски в авиатехнике.

Нам нужно набраться смелости, чтобы сделать прорыв в этой области. Нам нужна уверенность в том, что мы справимся с этим рискованным делом.

Нашей общей целью должно быть стимулирование развития частного космического туризма. Нам нужны новые технологии, которые сделают космический туризм доступным и безопасным. Мы знаем, что это возможно, даже когда у тебя нет компьютера для проведения многих расчётов. Гагарин, прочие космонавты и астронавты, инженеры прошлого показали нам это.

Источник - http://www.vesti.ru/doc.html?id=2693579

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта