Версия для слабовидящих
Aeromobil, или Ещё один шаг на пути к мечте Генри Форда Печать Email
Новости науки
21.10.2013
В 1940 году Генри Форд сказал: «Попомните моё слово: комбинация самолёта и автомобиля грядёт. Вы может смеяться, но она грядёт». Ну что ж, с тех пор все так и делали, то есть улыбались наивным взглядам человека, которого иные считают прародителем автомобиля.

В наземном режиме размеры Aeromobil — 6×1,6 м. Чуть длинновато, но маршрутные такси бывают и не такими. Колёсная база кажется узкой, но низкий центр тяжести и смещённый назад мотор компенсируют эту неурядицу. Внизу: салон-кокпит с двумя рулями, один внутри другого. Тот, что побольше, отвечает за наземное движение, поменьше — за управление в воздухе. (Здесь и ниже иллюстрации Aeromobil.)

И впрямь: полёт и наземная езда требуют в одном транспортном средстве двух трансмиссий, двух типов движителей, наконец, совершенно разных форм. Как совместить колёса с винтом и при этом не получить вес, который потребует тяжёлого мотора? Надежда вроде бы появилась, когда в 80-90-е стали относительно доступны прочные и лёгкие материалы — композиты, широко используемые в нынешнем авиапроме. Но реальное внедрение летающих машин с места так и не сдвинулось, поскольку нормы безопасности для авто заставили его наращивать массу раза в полтора выше необходимой, иначе не добиться нужной пассивной безопасности.

В результате всей этой тягомотины в английском языке даже появилось устойчивое выражение «Where is my flying car?». В том смысле, что сколько лет обещаете, а воз (самолёт-и-машина) и ныне там.

И вот перед нами очередная попытка: Aeromobil V 2.5. Да, версия 2.5, благо её конструктор Штефан Клейн (Štefan Klein) из Словакии (ранее работавший на Audi и Volkswagen) не в первый раз разрабатывает нечто подобное. Однако переделки действительно пошли аппарату на пользу.

Aeromobil оснащён двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 мощностью в 100 л. с., который питается обычным автобензином, доступным на любой заправке. Конструктивно это двухместный лёгкий самолёт со складными крыльями, убирающимися назад, и четырёхколёсным шасси. Хвостовые колёса весьма малы, а шасси в целом, разумеется, не убирается. Чтобы летать с мотором слабее, чем у бюджетной иномарки, аппарату потребовалась лёгкая, хотя и прочная конструкция на базе стальных труб и углепластиковой обшивки. Мотор размещён за пассажирскими сиденьями, трансмиссия к хвостовому толкающему пропеллеру идёт назад, а к передним ведущим колёсам — вперёд. Очевидно, только такое решение позволяет иметь приемлемую центровку. Весит Aeromobil в итоге всего лишь 450 кг — само собой, без топлива и двух возможных пассажиров.

Размах крыльев высокоплана в полётном режиме — 8,2 м.

Первый вопрос появляется сам собой: как такая малая масса совместима с нормами безопасности? В самолёте не видно зон запрограммированной деформации в носу. То есть при лобовом столкновении на шоссе будет не так безопасно, как на каком-нибудь Tesla Model S. Но даже беглый взгляд на конструкцию убеждает: это не столько летающая машина, сколько ездящий самолёт. В самом деле, длина аппарата — внушительные шесть метров, то есть перед нами скорее «Газель», чем легковой автомобиль, тем более двухместный. Так что пусть он и неширокий (1,6 м), длительное вождение в городском режиме способно отнять у вас немало нервов, хотя аппарат и оснащён парой зеркал заднего вида (когда же летающие авто перейдут на камеры заднего вида?).

Зато характеристики в воздухе вполне соответствуют весу и мощности мотора. Раскладывающиеся крылья увеличивают ширину до 8,2 м, но на этом трансформации аппарата заканчиваются. Скорость — 200 км/ч, при посадочной в 130 км/ч. Часовой расход топлива — какие-то 15 л, что в теории даёт удельный расход в 7,5 л на 100 км (такая же декларируется и на земле), а дальность равна 700 км при запасе топлива в 52,5 л. Владелец автомобиля может только мечтать о таких параметрах: трение колёс на земле и потока набегающего воздуха на высоте несравнимы.

В то же время это лёгкий аппарат — то есть при ветре, особенно боковом, его ощутимо побалтывает, чуть ли не как мотопланер. Зато малый вес и сравнительно крупные колёса шасси позволяют машине взлетать и садиться на грунт, хотя мы не советовали бы выбирать ухабистую ВПП:



В качестве авто характеристики поскромнее: максимальная скорость — около 160 км/ч, расход — 7,5 л/ч (на шоссе, впрочем, это прилично). Но конструкторы уверены: главное тут то, что вы можете поместить аппарат на обычном парковочном месте и оставить его не в аэропорту, за десятки километров, а напротив дома, да и доехать от точки приземления до нужного места в городской черте намного проще:



Теперь о менее приятных вещах. Во-первых, как хорошо заметно на видео, для взлёта и посадки потребуется полоса, типичная для малой авиации. То есть взлететь после совсем уж короткого разбега (что называется, «с шоссе») не получится. Во-вторых, хотя демонстрационные полёты (пока в основном подлёты) показывают, что с технической точки зрения машина вроде бы вполне пригодна для сертификации как лёгкий спортивный самолёт, законы многих стран просто «не знают» таких аппаратов. Правда, с другой стороны, и сертифицировать Aeromobil в качестве наземного транспорта кое-где можно не только как автомобиль (благо масса мала и мест всего два). Словом, получит ли новинка правовую возможность ездить по дорогам (в том числе городским) — зависит от конкретного законодательства той или иной страны.

Впрочем, главное, чтобы полетел, ибо пока Штефан Клейн находится лишь на пути к этому, продолжая поиск инвесторов. Понятно, что постройка такого аппарата в принципе позволит говорить о модификации существующей правовой базы, а вот до его появления на рынке даже вопрос такой поднять не получится.

И всё же у разработки есть плюсы, которые просто не позволяют нам закончить рассказ на этой сравнительно минорной ноте. Напомним: наиболее реальные проекты «летающих автомобилей» сегодня — это двухместные американский Terrafugia Transition и европейский PAL-V One. И вот факты: расход топлива у обоих аппаратов выше, чем у Aeromobil (9 и 20 л на 100 км против 7,5 л) при практически одинаковой пустой массе. И даже скорость у Terrafugia Transition на 15 км/ч ниже при той же мощности двигателя.

Причины? Формы Aeromobil лучше, чище, у него нет выставленных в набегающий воздушный поток колёс Terrafugia Transition, как нет и автожирного винта PAL-V One. При этом устойчивость в поворотах обеспечивается более компактным расположением крыльев, которые в наземном положении сводятся в одну полосу строго за кабиной, а не остаются по бокам. Капотное расположение мотора Terrafugia Transition также не прибавляет плюсов центровке аппарата и просто заставляет расставить передние колеса пошире — иначе повороты на обычном перекрестке могут закончиться весьма плачевно.

Боковые зеркала выдвигаются из своих гнёзд только на земле, чтобы не повышать сопротивление в воздухе.

Небольшими штрихами по корректной центровке и «вылизыванием» уборки крыльев на земле словацкий конструктор, кажется, добился куда более чистых форм, меньшего расхода топлива и более высокой скорости, чем все прочие представленные на сегодня ЛА с ДВС такой мощности, способные ездить по дорогам общего пользования. Особенно примечательно то, что делал он это практически в одиночку, в то время его конкуренты разрабатывались целыми КБ.

Так что, быть может, мы зря посмеивались над Генри Фордом? Вдруг внедрение гибридов самолёта и автомобиля действительно грядёт, даже если поначалу им придётся стартовать со взлётно-посадочных полос?..

Источник - http://compulenta.computerra.ru/tehnika/transport/10009595/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта