Версия для слабовидящих
Инновационные кластеры: внутренние ресурсы для развития Печать Email
Новости об инновациях
25.06.2014

Опыту создания инновационных территориальных кластеров (их в Подмосковье сегодня три) было посвящено выездное заседание комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Московской областной Думы, которое состоялось 20 июня 2014 года в особой экономической зоне «Дубна».

Для участия в заседании комитета, помимо областных парламентариев, были приглашены представители федеральных и областных органов исполнительной власти, местного самоуправления, подмосковных инновационных территориальных кластеров, управляющей компании особой экономической зоны «Дубна», ряда городских организаций и компаний-резидентов ОЭЗ.

vystavka14.jpgС инновационными проектами резидентов ОЭЗ «Дубна» на выставке в Конгресс-центре гостей познакомил Александр Рац.

Перед заседанием, которое проходило в Конгресс-центре ОЭЗ «Дубна», гости посетили правобережную площадку особой экономической зоны, где осмотрели новый научно-производственный комплекс «БЕТА» по выпуску современной медицинской техники для каскадного плазмафереза. Они побывали также в университете «Дубна» и в компании ВНИТЭП, разрабатывающей и выпускающей уникальные комплексы для высокоскоростной лазерной резки и сварки металлов.

aerokosmicheskie_sistemy14.jpgВ ОКБ «Аэрокосмические системы».

В Инновационно-технологическом центре ОЭЗ «Дубна» на левом берегу Волги областные парламентарии посетили компании-резиденты «Эйлитон» (разработка и производство медицинских изделий для клинической лабораторной диагностики) и «ОКБ «Аэрокосмические системы» (разработка конструкций и технологий производства бортовых систем нового поколения для летательных аппаратов), а также познакомились с инновационными проектами других резидентов ОЭЗ на постоянно действующей выставке.

Три года не был в Дубне – столько новых наработок и разработок, на удивление просто! Даже в голове не укладывается, – сказал после увиденного председатель комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы, доктор экономических наук Вячеслав Крымов, открывая заседание.

komitet14.jpgВыездное заседание комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Мособлдумы.

С сообщением о реализации программ развития российских инновационных территориальных кластеров в 2014 году выступил начальник отдела департамента инновационного развития Министерства экономического развития России Владислав Тарасенко.

Наша задача сейчас сформировать механизмы территориальной кооперации, это кластеры, входящие в них технопарки, особые экономические зоны, разного рода региональные институты развития, – отметил он, говоря о подходах министерства к новой кластерной политике. – На базе этих региональных экономических структур формируются индивидуальные точки роста и механизмы эндогенного развития, т.е. экономического роста, который основан не на внешних факторах, таких как цена на нефть или макроэкономическая ситуация, а на внутренних факторах, связанных с инновационным развитием, с творческим потенциалом тех людей, которые работают на территории и которые готовы к тому, чтобы их идеи, их творчество были воплощены в бизнес.

Пилотные проекты инновационных территориальных кластеров (напомним, что в перечне, утвержденном Правительством РФ, их 25), по словам представителя Минэкономразвития России, призваны отработать новые экономические механизмы, сформировать механизмы партнерства государства, бизнеса, университетов, науки и сделать так, чтобы лучшие практики распространялись между территориями России, чтобы можно было масштабировать управленческие, организационные, экономические модели, которые наиболее эффективны в российских условиях.

tarasenko.jpgВыступает Владислав Тарасенко.

В.В. Тарасенко подтвердил, что в 2014 году прямая финансовая поддержка будет оказана всем 25 кластерам, ее объем, как планируется, составит 2,5 млрд рублей против 1,3 млрд рублей в 2013 году. Общий объем субсидий на мероприятия программы развития инновационного территориального кластера ядерно-физических и нанотехнологий в Дубне, с учетом федерального и областного финансирования, – 140 млн рублей.

О первом опыте создания и развития дубненского кластера, конкретных примерах формирующихся горизонтальных связей – кооперации между его участниками рассказал Александр Рац, ответственный секретарь наблюдательного совета ОЭЗ «Дубна» и директор некоммерческого партнерства «Дубна», организации-координатора кластера. В выступлении Максима Данилова, заместителя генерального директора ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна» – управляющей компании особой экономической зоны, были названы три главные проблемы, которые сегодня сдерживают внутреннее развитие территории: подготовка кадров для высокотехнологичных компаний (для ее расширения и улучшения в ОЭЗ планируется, в частности, создать сетевой образовательный центр); развитие транспортной инфраструктуры, прежде всего, строительство моста через Волгу; строительство жилья для специалистов инновационных компаний (по-прежнему не решен вопрос о выделении земельных участков под целевое жилищное строительство, хотя соответствующие изменения в законодательство внесены).

Это важная задача и для Московской области, – поддержал Вадим Востоков, директор инновационного технологического центра МФТИ, представитель еще одного подмосковного инновационного территориального кластера «Физтех XXI». – Если Московская область не научится привлекать молодежь в наукограды, мы наукограды потеряем.

Оживленную дискуссию вызвал вопрос о том, стоит ли опережающим образом формировать законодательство по инновационным территориальным кластерам на областном уровне – в отсутствие соответствующего федерального закона. Руководствуясь принципом «не навреди», участники заседания пришли к выводу, что разумнее прежде внимательно понаблюдать за происходящими в этой сфере реальными процессами, глубже изучить все имеющиеся материалы, а пока сосредоточить усилия на подготовке областного закона о региональных особых экономических зонах. Как известно, в феврале этого года Минэкономразвития России опубликовало для общественного обсуждения поправки в закон «Об особых экономических зонах» (и в Налоговый кодекс), касающиеся создания региональных особых экономических зон. Проект предусматривает разделение ОЭЗ по уровням на федеральные и региональные с различным порядком создания и функционирования, различным объемом льгот и преференций. Тем самым предлагается установить законодательные основы для создания региональных ОЭЗ. Непосредственное участие в этой работе областных депутатов позволит Мособлдуме занять активную позицию уже на стадии обсуждения и принятия предлагаемых изменений федерального законодательства.

– Вы довольны тем, что увидели в Дубне?

На этот вопрос начальник отдела департамента инновационного развития Министерства экономического развития России Владислав Тарасенко ответил так:

Я хотел посмотреть, насколько реализуются мероприятия программы развития кластера, который финансово поддерживается Министерством экономического развития Российской Федерации. Еще раз убедился в том, что, действительно, работа идет, в Дубне интересная команда и достаточно интересные проекты, в частности, в университете «Дубна», а также на предприятиях, которые мы посетили. Важно то, что налажено взаимодействие между администрацией особой экономической зоны, правительством Московской области, областной Думой и нашим министерством, потому что задачи комплексного развития территории должны решаться в совместной работе, поодиночке эти проекты не поднять. Нам хочется, чтобы Дубна стала примером для России, для других регионов – примером именно развития территории на моделях эндогенного роста, т.е. на моделях внутренних инновационных проектов, внутренних ресурсов, связанных с развитием инновационного и человеческого капитала на территории.

Источник - http://www.nanonewsnet.ru/news/2014/innovatsionnye-klastery-vnutrennie-resursy-dlya-razvitiya

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта