Версия для слабовидящих
Нано в Челябинске Печать Email
Новости об инновациях
24.02.2014

Доктору технических наук, профессору кафедры «Технология машиностроения» механико-технологического факультета Южно-Уральского государственного университета Александру Дьяконову всего 33 года. В прошлом году он стал самым молодым доктором технических наук России по специальностям «технология и оборудование механической и физико-технической обработки» и «технология машиностроения».

Наноматериалы – материалы, разработанные на основе наночастиц с уникальными характеристиками, вытекающими из микроскопических размеров их составляющих. Первым в истории «нанотехнологом» можно считать героя Николая Лескова Левшу. У классика написано: «Если бы был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

Заявку на грант Александр Анатольевич подал в 2012 году. Грант получен на два года, с декабря 2013-го по декабрь 2015-го. Всего будет выделено 1,2 миллиона рублей. По меркам Южно-Уральского государственного университета сумма не очень большая, но в данном случае важен сам статус – грант президента Российской Федерации.

В двух словах (если это, конечно, возможно в данном случае) работа Дьяконова заключается в следующем. В отечественном машиностроении сохраняется тенденция использования традиционных материалов, таких как сталь, чугун.

«В их состав входят легирующие элементы, добавляемые в металл для улучшения его конструкционных свойств: никель, вольфрам, титан, – объясняет Александр Анатольевич. – В связи с этим стоимость производства и эксплуатации этих материалов не из дешевых».

Поменять ситуацию могут композитные (они же композиционные) материалы – искусственно созданные в специальных устройствах неоднородные материалы, состоящие из двух и более компонентов с четкой границей раздела между ними. Например, если речь идет о полимерах, то композитным материалом для них может стать эпоксидная смола с твердыми наночастицами. Эти компоненты делятся на связующие (матрица) и армирующие (наполнители). Вторые придают прочность и жесткость материалу, а матрица обеспечивает защиту поверхности от механических повреждений и агрессивных химических воздействий.

Главное преимущество композиционного материала в том, что при его проектировании инженер сам задает ему характеристики, которые значительно превосходят свойства традиционных материалов. В данном случае разработчик может исходить из требований заказчика материала. Кроме того, материал и конструкция из этого материала создаются одновременно.

Тема исследования Дьяконова, на проведение которого получен грант президента: «Разработка составов, технологии получения и обработки многослойных конструкционно-функциональных полимерных нанокомпозитов». Ученый уверен, что за такими материалами, как нанокомпозиты, будущее. Они позволят провести ремонт и восстановление больших элементов и деталей, что называется, «на местах», без остановки производства.

Александр Дьяконов недавно вернулся со стажировки из Великобритании, где посетил крупнейшие технопарки, промышленные предприятия и университеты. Крупномасштабные исследования в области композитных наноматериалов ведутся в Jaguar, Cosworth, AMRC with Boeing Advanced Manufacturing Park, Land Rover, Rolls Roys. Это говорит об актуальности данных исследований в мировом масштабе.

«Материалы, содержащие в своем составе наноструктуры, – говорит Дьяконов, – позволят значительно сэкономить ресурсы и снизить издержки производства. И в машиностроении, и в аэрокосмической промышленности, и военно-промышленном комплексе. Например, нанокомпозиты уже находят применение для новых типов гусеничных конструкций военной техники».

На повестке дня у ученого – разработка нанокомпозитов для определенных конструкций и технологии получения этих составов.

Александр Дьяконов сотрудничает с научно-образовательным центром «Нанокомпозитные материалы и конструкции», который был открыт в ЮУрГУ в августе 2013 года. Цель деятельности центра – проведение научных исследований в области полимерных композитных материалов. Сотрудники НОЦа исследуют, как режимы работы оборудования и свойства исходных компонентов влияют на свойства изделий из полимерных композитных материалов. В частности, сейчас в центре трудятся над созданием элементов конструкций низкопольных трамваев, автобусов и других видов транспорта, наружная часть которых изготавливается из композитов.

Источник - http://www.nanonewsnet.ru/news/2014/nano-v-chelyabinske

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта