Версия для слабовидящих
Моноколесо и право (Волшебство гироцикла, ч.4) Печать Email
Новости об инновациях
11.12.2015

Зима вступила в права и моноколесо отправлено в тёмный тёплый угол. Нет, фанатики гиротранспорта сезон не закрыли: катаются — не обращая внимания на усохшую ёмкость аккумуляторов, дорожную химию, гололёд и злой ветер. Сходятся даже на том, что не так страшна зима, как её малюют: с шипованной резиной на утоптанном снегу гироцикл держится уверенно, а на льду даст фору ногам. Но для меня, как и для большинства российских пользователей, всё-таки наступил перерыв минимум до марта. Это, впрочем, не будут мёртвые месяцы. Именно сейчас не только в России, а и по всему миру, прорабатывается чрезвычайно важная тема: правовой аспект эксплуатации гироциклов. Накопившийся со дня последней публикации (см. «Моноколесо встречает зиму») материал требует рассмотрения — и, начиная рассказ, как и в прошлые разы, хочу предупредить, что всё, что будет сказано далее о моноколесе, относится (с понятными оговорками) к гироциклам и прочему портативному электротранспорту вообще.

А ньюс-мейкер сейчас — Великобритания. Там тоже холодно, но погодные условия и состояние дорог пока ещё позволяют эксплуатацию миниатюрного е-транспорта. Но вот незадача: власти ополчились на гироциклы в октябре и с тех пор репрессии только крепчают. Последние известия с фронта: за два месяца таможня задержала свыше полутора десятков тысяч гироциклов, а полиция озвучила запрет на их эксплуатацию на тротуарах, дорогах и в публичных местах! Чтобы понять, что обусловило столь жёсткие меры, полезно знать особенности гиро-рынка Великобритании, Соединённых Штатов и других благополучных стран Запада.

Так вот, по какой-то причине — скорее стечению обстоятельств, нежели фактическим преимуществам — рынок там захватили двухколёсные гироциклы. Называйте их туциклами, гироскутерами или ховербордами, сути это не меняет: малый диаметр колеса, малый запас хода, общая «игрушечность» по сравнению с моноколёсами отнюдь не помешали им стать бестселлером. Продавцы гироскутеров все последние месяцы находятся в состоянии хронического аншлага. Никто даже не берётся подсчитать, сколько было продано устройств, ясно лишь, что речь о сотнях тысяч экземпляров. И чем ближе к Рождеству, тем больше спрос — что легко объяснимо: это отличный хайтек-подарок, тогда как телефоны и планшетки уже приелись. Понятно, что в такой обстановке расхватывают как продукты известных марок, так и ноунейм. И вот тут популярность сыграла с гироциклом злую шутку.

Типичный гироскутер. Внимание окружающих привлечь легко, но так же легко с него и свалиться: вопреки первому впечатлению, двухколёсные гироциклы значительно менее устойчивы на ходу по сравнению с моноколесом. Причины: меньший клиренс, малый размер самих колёс, независимое действие левой и правой части. Здесь: кадр из шуточного ролика «Как выглядеть круто на ховерборде».

Типичный гироскутер. Внимание окружающих привлечь легко, но так же легко с него и свалиться: вопреки первому впечатлению, двухколёсные гироциклы значительно менее устойчивы на ходу по сравнению с моноколесом. Причины: меньший клиренс, малый размер самих колёс, независимое действие левой и правой части. Здесь: кадр из шуточного ролика «Как выглядеть круто на ховерборде».

Во-первых, это привлекло к необычному транспортному средству внимание полиции. Особенности права в западных странах таковы, что там действуют даже самые древние законы, которые, естественно, о портативном электротранспорте ничего «знать» не могут. Поэтому в Британии, например, подняв юридические талмуды аж первой половины XIX века, гироцикл классифицировали как моторизованное ТС, небезопасное для пользователя при эксплуатации на дорогах и чересчур опасное для окружающих при эксплуатации на тротуарах.

Формально, британцы имеют право кататься только на частной территории с разрешения собственника. Та же проблема в Голландии. Практически та же в США, где ситуация ещё более осложнена различиями местных законодательств: в Нью-Йорке, например, под запретом только двухколёсные ТС (о том, что появятся одноколёсные, законодатели прошлого века, естественно, не догадывались), развивающие скорость более 15 миль в час. Это оставляет лазейку для моноколёс, но и на последние полиция смотрит недобро.

Жестокость законов компенсируется необязательностью их исполнения: гироциклистов (пока) не штрафуют, хоть официальные разъяснения и звучат угрожающе. К счастью, есть надежда, что в самые короткие сроки законодательство будет доработано и страны, сегодня запрещающие гиротранспорт, пойдут за странами разрешившими (вроде Германии). Ведь портативный е-транспорт это очевидное решение главных городских проблем: он разгружает дороги, уменьшает выхлопы, шум, популяризует чистую энергию, наглядно демонстрируя, что ТС на электрической тяге в обращении проще углеводородного.

Не стоит только думать, что когда законы приведут в соответствие с реальностью, гироциклистам позволят всё. Кое-какими свободами гарантированно придётся поступиться: наверняка нас обяжут передвигаться по велосипедным дорожкам, облачиться в экипировку, оснастить моноколесо сигналами. Возможно, даже заставят получить права. В России, кстати, права на управление двухколёсным ТС с электродвигателем уже требуются (категория «М» или любая выше), про одноколёсные закон пока не знает.

Тут на ховерборде уже не покатаешь. А вот моноколесо ещё пройдёт. Ninebot One E+ Матиаса Грана.

Тут на ховерборде уже не покатаешь. А вот моноколесо ещё пройдёт. Ninebot One E+ Матиаса Грана.

И тут мы выходим на вторую проблему, намного более сложную. Дело в том, что при всей своей узости и слепоте, старые законы кое в чём правы: на тротуарах действительно появилось новое моторизованное транспортное средство! Мощности гироциклов уже измеряются единицами «лошадей», что при весе более десяти килограмм и скоростях под двадцатку, а то и выше, создаёт очевидную угрозу для окружающих. Убедиться в этом проще простого, если покататься на моноколесе несколько недель.

Лично я за пару месяцев эксплуатации своего Ninebot One E+ (далеко не самая быстрая модель на рынке) успел вляпаться в два инцидента. Однажды упал рядом с пожилой парой на узком тротуаре, решив перепрыгнуть неровность — и моноколесо чуть не улетело в женщину. В другой раз едва не сбил подростка, неожиданно остановившегося на моём пути: спасло только резкое торможение и запас мощности у движка (менее мощное моноколесо скинуло бы меня назад, а само улетело по инерции вперёд).

К счастью, оба случая обошлись без последствий, но это, конечно, было везением. Так что я выработал правило, которому с тех пор следую неукоснительно: когда рядом люди, я усмиряю «жажду адреналина» и сбавляю ход, избегаю рискованных манёвров (прыжки, крутые повороты, резкая смена скорости). Мне этого достаточно для уверенности в безопасности своей и окружающих: я знаю по опыту, что гироцикл более безопасен, чем те же ролики или велосипед, ибо даёт больше контроля в любой ситуации. К сожалению, когда нас (гироциклистов) станет больше, одной только самодисциплиной обойтись не удастся. В Европе сейчас прорабатывают вопрос со страховкой и правами для гиротранспорта. И лично я верю, что страховка, вроде нашей ОСАГО, будет навязана. Потому что инциденты с наездом на людей и повреждением чужой собственности, конечно, происходить будут.

Ховерборды горят жарко, упрямо, долго, с выделением большого количества едкого дыма. Как, впрочем, и любое устройство с мощным литий-ионным аккумулятором.

Ховерборды горят жарко, упрямо, долго, с выделением большого количества едкого дыма. Как, впрочем, и любое устройство с мощным литий-ионным аккумулятором.

Ну, а пока гироциклисты чаще вредят себе, чем окружающим: в Европе и Штатах зафиксированы уже несколько крупных пожаров, вызванных возгоранием популярных там гироскутеров. Именно это, кстати, и послужило причиной конфискации тысяч таких аппаратов британской таможней. Вообще-то гироцикл — штука очень простая и надёжная: электромотор плюс универсальный контроллер и аккумуляторная батарея, никаких вам бензина, масел, токсичных жиж. Увы, подавляющее большинство их производителей сегодня — кустарные мастерские, где сборка производится чуть ли не на коленях.

Понятно, что качество продукта, изготовленного в таких условиях, оставляет желать лучшего — и наши, российские, ребята, занимающиеся ремонтом моноколёс, это охотно подтверждают. Тут вам и пожароопасные зарядники, и плохая изоляция, и бракованная, либо непродуманная электроника, контролирующая работу батарей (аккумуляторная батарея гироцикла собрана из элементов, неравномерный заряд/разряд которых чреват).

Вот почему гироциклы, бывает, взрываются на зарядке и горят под ногами. В России подобных инцидентов, к счастью, пока не зафиксировано, но это объясняется лишь сравнительно слабыми продажами. Как только мы сравняемся с Европой, Штатами, Китаем, Сингапуром и прочими, страшилка про взрывающиеся моноколёса станет нормой и в наших СМИ. Рецепт везде один: придерживаться заслуживающих доверия марок и покупать только у официальных дистрибьюторов (производители выделяют им резерв запчастей, что удобно в гарантийных случаях), следить за тем, чтобы в порядке была документация, сборка, работа аппарата. Короче говоря, обычные правила для сложного устройства, способного стать источником больших проблем.

Британцы — молодцы, озаботились даже выпуском листовок с советами: как не убиться, купив гироцикл.

Британцы — молодцы, озаботились даже выпуском листовок с советами: как не убиться, купив гироцикл.

Но и это, к сожалению, не всё. Есть ещё проблема с транспортировкой гироциклов на большие расстояния. Тут на них ополчились авиакомпании. Корень зла — литий-ионный аккумулятор, который, как известно, способен устроить задымление и даже пожар из-за неправильной эксплуатации (в частности, не подлежит зарядке при отрицательных температурах) и/или механических повреждений. Спор между перевозчиками и международными авиарегуляторами к соглашению пока не привёл. Что очень плохо, поскольку авиакомпании оказались предоставлены сами себе — и сами решают в каждом конкретном случае, разрешать пассажиру перевозить гироцикл или нет. Вспомните об этом, если соберётесь лететь с моноколесом на отдых, особенно за границу.

Беглый опрос авиакомпаний показал, что некоторые позволяют перевозить гироцикл даже в ручной клади (вещь всё-таки дорогая). Но другие требуют сдачи в багаж или отсоединения батареи. Третьи накладывают ограничения на ёмкость аккумулятора: скажем, не более 160 Ватт*часов (что равноценно запрету: в моём «Найнботе», например, ёмкость свыше 300, да и ховерборды сюда уже не вписываются). Наконец, четвёртые просто отказываются брать такое на борт — и речь не о каких-то местных перевозчиках: здесь Lufthansa, Virgin, Emirates. Их нежелание связываться с гироциклом, к сожалению, оправдано. Отсоединить батарею часто не так уж просто, так что изолировать её от прочего багажа не удастся. Если же она решит загореться в полёте, как минимум паника на борту обеспечена, да и тушению Li-Ion поддаётся с трудом, что хорошо показали, в частности, аварии автомобилей Tesla Motors (батареи которых набраны совершенно так же).

Подводя черту, следует признать: картина получается не слишком красивая. Гироцикл — многообещающее, но пока ещё в высшей степени экспериментальное средство передвижения с плохо проработанным правовым аспектом. Помните об этом, отправляясь в путь на своём электрическом скакуне. Не рискуйте без необходимости. Надеюсь увидеть вас уже в марте!

P.S. В статье использованы иллюстрации LAHWF, Mashable, Mathias Gran.

Источник - http://www.computerra.ru/136933/gyrocycle-p4/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта