Привычка врать. Почему «умные» вещи водят нас за нос и как их от этого отучить? Версия для слабовидящих
Привычка врать. Почему «умные» вещи водят нас за нос и как их от этого отучить? Печать Email
Новости об инновациях
06.10.2015

Скандал вокруг «чистого дизеля» Volkswagen продолжает шириться. Мало того, что по отношению к самой компании сбываются самые суровые ожидания (западные СМИ настаивают, что превышение норм по «безобидным» оксидам азота есть преступление не без пострадавших, в свете чего всё более вероятно, что в Соединённых Штатах на компанию наложат беспрецедентный штраф), так гнев общественности перекинулся ещё и на других производителей. Случилось это после того, как профинансированная государством проверка случайных дизельных легковушек в Англии показала, что нормы по NOx в разы превышают не только автомобили VW, но и Mazda, Mercedes-Benz, BMW, Ford. Самое смешное, что пресловутые «чистые дизели» VW/Audi, из-за которых и разгорелся сыр-бор, действительно оказались самыми чистыми — другие порой дымят так, что перебивают по концентрации вредных веществ фуры!

Как такое могло случиться, как могли не заметить? Вопрос прорабатывается на всех уровнях, а общий смысл рисующегося ответа в том, что требования (в частности, европейские) к легковому автотранспорту содержат множество юридических и технических лазеек для производителей: им, к примеру, разрешено замерять выхлоп при движении тестируемого авто по прямому уклону, вместо реального городского режима с его постоянными остановками, поворотами и пр. Однако самое интересное, что дизельный скандал неожиданно спровоцировал подвижки в сегменте, который с автомобилями вообще не связан. Речь о телевизорах.

Телевизоры хоть и не работают на сжигаемом топливе, энергию, конечно, тоже потребляют — и в приличных объёмах, забирая в той же Европе примерно десятую часть всего электричества в бытовом секторе. И поэтому, конечно, тоже подлежат сертификации: их давно проверяют на «прожорливость» в режиме ожидания, и сравнительно недавно на энергоэкономичность во время работы вообще. По крайней мере в Европе тест стандартизован: проверяемый телевизор должен продемонстрировать некоторую, не слишком большую, среднюю потребляемую мощность за 10 минут воспроизведения стандартного тестового видеоролика, содержащего как неподвижные, так и подвижные сцены с объектами различной яркости.

Без оптимизации со стороны телевизора, кривая потребления выглядит так (верхний график). Проблема в том, что у некоторых моделей ТВ с недавних пор она начала выглядеть так (нижний график). Как будто телевизор «понимает», что его проверяют, и начинает всеми доступными способами экономить электричество.

Smart-lie-1

На самом деле история эта очень мутная, как минимум такая же мутная, как и с дизелями. Странное поведение телевизоров некоторых марок на тестовом стенде было отмечено рядом исследователей за последний год аж несколько раз. Но огласке эти факты не предавались — и, вероятно, ещё долго о них знали бы только специалисты, если б не скандал с Volkswagen. Его нужно благодарить за то, что к «телевизионным странностям» оказалось привлечено внимание общественности. Важную роль тут сыграли журналисты британской The Guardian, потрудившиеся получить материалы проверок и перевести их на понятный публике язык. Вот так разгорелся новый скандал, в центре которого оказалась компания Samsung. Это в её телевизорах финансируемая из бюджета Евросоюза контора ComplianTV обнаружила значительное расхождение энергопотребления между тестами и реальностью. У других марок странности тоже отмечены, но имена пока не называются.

В отличие от истории с VW, в данном случае исследователи и регуляторы не спешат обвинять Samsung в обмане. Формулировки пока более мягкие: мол, создаётся впечатление, что самсунговские ТВ умеют определять, когда их тестируют, и соответственно менять поведение, а именно включать некие агрессивные функции энергосбережения. Таким может быть, в частности, снижение яркости подсветки на всём экране или его участках. Samsung на это уже ответила: мол, мы никого не обманываем, а то, что исследователи обнаружили, есть стандартная функция (Motion lightning), вставляемая в телевизоры компании уже пять лет и предназначенная как раз для сбережения энергии — она действительно уменьшает яркость во время движущихся сцен (что для глаза незаметно, а на потреблении сказывается сильно). И она включена по умолчанию, хоть покупатель волен её отключить.

Кому верить? Неприятная особенность в том, что, в отличие от дизелей, выявить ложь здесь значительно сложнее. Телетест стандартизован (т.е. всегда один и тот же), но никто не знает, да и знать не может, какой контент воспроизводит на своём телевизоре тот или иной покупатель в реальности. Единственное, что можно сделать, это изучить энергопотребление телевизора в процессе эксплуатации статистически, после чего вынести вердикт типа: в 75% случаев реальное энергопотребление ТВ марки X не соответствует тестовым значениям. Звучит не слишком убедительно, согласитесь. Но вариантов нет: заглянуть в «цифровое нутро» современного телеприёмника едва ли возможно вообще! Некоторую надежду даёт тот факт, что аналогичные странности обнаружены и у телевизоров других марок (силами, в частности, исследователей из Швеции, результаты которых видели гардиановцы), и вот там-то они проявляются совершенно явно, что позволяет исследователям утверждать, что телевизор очевидно распознаёт тестовый видеоролик.

В ЕС введена единая система маркировки энергоэкономичности бытовых товаров. Этикетки на всех продуктах, от холодильников до автомобилей, выглядят однотипно и различаются лишь в некоторых деталях. В частности, для телевизоров в срок до 2020 года предусмотрено расширение класса энергоэкономичности А: он будет подразделён на несколько уровней. Это необходимо, потому что почти все современные ТВ уже попадают в класс А, и покупателю трудно выбрать лучшее.

В ЕС введена единая система маркировки энергоэкономичности бытовых товаров. Этикетки на всех продуктах, от холодильников до автомобилей, выглядят однотипно и различаются лишь в некоторых деталях. В частности, для телевизоров в срок до 2020 года предусмотрено расширение класса энергоэкономичности А: он будет подразделён на несколько уровней. Это необходимо, потому что почти все современные ТВ уже попадают в класс А, и покупателю трудно выбрать лучшее.

Материалы обеих проверок сейчас рассматривает Еврокомиссия, и в случае положительного решения, уличённые в обмане модели будут лишены присвоенных им «зелёных» рейтингов. О штрафах пока речи не идёт — да, впрочем, и было бы за что штрафовать-то, скажет кто-то! Телевизоры ведь — не дизели, мощности несравнимы, ущерб для окружающей среды не сопоставим.

Такая позиция не лишена смысла. Лишние тридцать ватт, потраченные за час работы, абсолютное большинство телезрителей даже не заметит. И даже считая суммарно — будь телевизоры честны, их доля в потреблении электричества была бы не 10%, а всего только 5 — цифра не выглядят угрожающей. С другой стороны, неожиданное эхо дизельного скандала в телеиндустрии настоятельно требует провести соответствующие проверки и в других секторах бытовой техники.

Вот когда мы оценим масштабы цифровой революции! Ведь буквально каждая вещь в быту сегодня уже оснащена «электронным мозгом» — и, получается, может врать относительно своего всамделишного энергопотребления. Не сомневайтесь, врать смысл есть: рейтинги сильно влияют на цену и спрос. В условиях, когда абсолютное большинство конкурирующих продуктов практически идентичны в функциональном смысле, лишний плюсик в рейтинге (скажем, A++ вместо A+) способен повлиять — и влияет! — на решение купить то, а не иное. Так что стоит проверить холодильники. Стиральные машины. Кондиционеры, посудомойки, электроплиты. Компьютерные дисплеи. Перепроверить мобильные телефоны. И заранее позаботиться, чтобы стремительно расширяющийся класс «умных» вещей более уж никогда не врал проверяющим — а то ведь и лампочки совсем скоро тоже будут прикидываться более экономичными, чем есть на самом деле.

Правда, как это сделать?..

Источник - http://www.computerra.ru/133394/smart-lie/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта