На совещании в Открытом правительстве рассмотрели предложения налогового стимулирования инновационной деятельности в России Версия для слабовидящих
На совещании в Открытом правительстве рассмотрели предложения налогового стимулирования инновационной деятельности в России Печать Email
Новости об инновациях
22.09.2015

Для налогового стимулирования инновационной деятельности в России должны быть разработаны новые амбициозные меры, считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. На совещании под его председательством 18 сентября рассматривались четыре блока предложений в этом направлении, подготовленные крупнейшими институтами развития — Сколково, РОСНАНО и РВК совместно с консалтинговой компанией Deloitte.

Важным шагом в развитии налогового стимулирования инноваций в РФ, по словам министра, стало одобрение на заседании правительства РФ 17 сентября подготовленного Минэкономразвития законопроекта «О внесении изменений в статьи 217, 284 и 2842 Налогового кодекса РФ». Поправки были разработаны в рамках исполнения поручения премьер-министра Дмитрия Медведева по итогам встречи с членами Экспертного совета при правительстве РФ по вопросу развития инноваций 25 июля 2014 года. Законопроект распространяет налоговые льготы по доходам от операций по реализации или другому выбытию акций российских организаций на облигации российских организаций и инвестиционные паи и сокращает срок владения физическим и юридическим лицом акциями и облигациями таких организаций.

Очередной пакет мер по стимулированию инноваций, представленный на совещании, направлен на увеличение оборота результатов интеллектуальной собственности, рост капитализации инновационных компаний и упрощение администрирования существующих мер за счёт оптимизации механизма их применения.

Одно из первоочередных предложений экспертов Открытого правительства — повышение прозрачности и понятности действующего механизма предоставления льгот для компаний, занимающихся инновационной деятельностью. Сейчас расходы на ряд НИОКР, согласно Налоговому кодексу, могут быть учтены по перечню правительства в размере 150% расходов для целей налога на прибыль. Это позволяет компаниям вернуть до 10% стоимости НИОКР в виде снижения платежей по налогу на прибыль. Однако компании почти не пользуются этими льготами, признал директор ЗАО «Делойт и Туш СНГ» Василий Марков. По его словам, из-за нечётких формулировок перечня и возможности вольной трактовки некоторых моментов при составлении отчётности компании просто боятся обращаться за такими льготами.

«Нужно пройтись по этому перечню с отраслевыми экспертами и Минобрнауки и уточнить эти формулировки, чтобы мы таргетированно стимулировали те сектора инноваций, которые мы хотим», — сказал Василий Макаров.

По данным Минобрнауки, только 15% компаний инновационного сектора пользуются таким налоговым вычетом, а при общих затратах на НИОКР в 380 млрд. рублей через этот механизм проходит лишь 15–20 млрд. В ведомстве предлагают и вовсе отказаться от перечня правительства. Внесённые в перечень технологии и разработки крайне быстро устаревают, поскольку наука постоянно движется вперёд, отметил замдиректора Департамента науки и технологий министерства Сергей Матвеев. По его мнению, применять налоговый вычет с коэффициентом 1,5 следует ко всем видам НИОКР.

Это предложение поддержал Михаил Абызов, однако, по его мнению, необходимы более мощные механизмы стимулирования компаний к инвестициям в инновации. В частности, он предложил обсудить вариант пересмотра порога налогового вычета (со 150% до 200–250%) и подумать над двухуровневой шкалой, предполагающей увеличение налогового вычета в случае наличия реальных результатов инновационной деятельности компании (рост капитализации или получение патента).

Существующая система экономически мало мотивирует к инновационной деятельности. Должен быть такой механизм налогового стимулирования, чтобы при принятии решения о финансировании НИОКР чаша весов склонилась бы в пользу финансирования. Если 25–30% денег можно будет вернуть через налоговый вычет, то это будет иметь эффект», — считает Михаил Абызов.

Дифференцировать размер налогового вычета, по мнению министра, можно и в зависимости от вида компании, от того, относится она к малому, среднему или крупному бизнесу, как это делается в Великобритании.

Среди предлагаемых мер — снижение ставки с 20% до 5% налога на прибыль части дохода от результатов интеллектуальной деятельности (Режим Patent Box). Речь идёт, в частности, о платежах за пользование и отчуждение результатов интеллектуальной деятельности, полученных российскими компаниями от независимых иностранных лиц. Эта мера, как ожидается, позволит предотвратить перевод интеллектуальных прав за границу и, как следствие, увеличить отчисления в бюджет РФ.

«Данные меры будут способствовать в целом повышению инновационного и промышленного потенциала России. Больше НИОКР будет проводиться на территории РФ, а значит, и патентоваться интеллектуальная собственность будет у нас, а не в офшорах. Как следствие, повысится экспортный потенциал России», — считает член Экспертного совета при Правительстве РФ, старший вице-президент по правовым и административным вопросам фонда «Сколково» Игорь Дроздов.

Однако это предложение, по мнению министра РФ Михаила Абызова, нуждается в дополнительной проработке, поскольку думать стоит не только о стимулировании экспорта, но и о развитии внутреннего рынка.

«Наша цель — стимулировать оборот инновационной продукции: как экспортный, так и внутрироссийский. Нужны дополнительные меры поддержки компаний на внутреннем рынке», — подчеркнул он.

Важное место в пакете мер занимает создание стимулирующего режима для российских производителей ПО — крупнейшего сегмента инновационного бизнеса. Речь идёт о продлении срока действия пониженной ставки страховых взносов (14%) для ИТ-компаний. Реализация этого предложения хоть и потребует бюджетных затрат, но позволит, по мнению экспертов, не допустить снижения объёмов создаваемого в РФ программного обеспечения, сокращения объёмов экспорта ПО и оттока за рубеж российских ИТ-специалистов.

Четвёртый блок предложений касается совершенствования налогообложения договора инвестиционного товарищества, которое может стать конкурентоспособным аналогом признанным в международной практике организационно-правовым формам создания фондов прямых и венчурных инвестиций.

«Практика взаимодействия РВК с независимыми управляющими компаниями свидетельствует: у участников российского инвестиционного рынка сохраняется настороженное отношение к форме договора инвестиционного товарищества, в том числе по целому ряду вопросов, связанных с текущей системой налогообложения», — считает член Экспертного совета при правительстве РФ Игорь Агамирзян, возглавляющий Российскую венчурную компанию.

Упрощение порядка формирования налоговых баз при налогообложении прибыли по операциям в рамках ИТ, гибкий подход к учету прибыли и убытков, обнуление ставки по налогу на прибыль по реинвестируемым в фонд доходам инвестиционного товарищества, по его мнению, будут способствовать росту активности инвесторов и привлечению капитала в инновационный сегмент экономики России.

«Необходимо исключить налоговую «дискриминацию» инвестиционного товарищества по сравнению с иными формами, используемыми инвесторами при структурировании сделок на рынке private equity в российской юрисдикции, и предложить набор адекватных налоговых стимулов», – считает директор департамента нормативно-правовой поддержки инновационного развития и реализации спецпроектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО Алексей Качай.

Михаил Абызов поручил доработать все предложенные меры, затем они будут представлены вице-премьеру Аркадию Дворковичу.

Источник - http://www.nanonewsnet.ru/news/2015/na-soveshchanii-v-otkrytom-pravitelstve-rassmotreli-predlozheniya-nalogovogo-stimulirovani

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта