Версия для слабовидящих
Японский поезд летит со скоростью 0,5 Маха Печать Email
Новости об инновациях
21.04.2015

Японский поезд на магнитной подушке установил два рекорда подряд. На прошлой неделе в префектуре Яманаси на острове Хонсю он разогнался до 590 км/ч, побив рекорд 2003 года (581 км/ч). Вчера состав из семи вагонов улучшил собственный результат, набрав скорость 603 км/ч и удерживая её на отметке свыше 600 км/ч в течение одиннадцати секунд. Это почти половина скорости звука (0,5 М) и новая страница в истории железнодорожного транспорта.

Маглевы считаются самым перспективным вариантом из-за того, что они не испытывают трения о железнодорожное полотно, испытывая только аэродинамическое сопротивление. Отсутствие контакта с рельсами повышает и уровень комфорта. Колёса не стучат на стыках, вагоны не раскачиваются, а пассажиры не чувствуют скорости, пока не посмотрят в окно.

Маглев на линии Хокурику-синкансэн (фото: phys.org).

Маглев на линии Хокурику-синкансэн (фото: phys.org).

Первые модели маглевов парили в дюйме от поверхности, а новый поезд-рекордсмен компании Japan Railways Central уже поднялся на десять сантиметров. Он фактически летает, «только низе́нько-низе́нько». Увеличившийся поток воздуха создаёт дополнительную подъёмную силу, поэтому, хотя первоначальные затраты энергии и выросли, они стали заметнее снижаться по мере разгона состава.

Может показаться, что маглевы – бесспорные лидеры железнодорожного транспорта, однако конкуренция со стороны обычных электропоездов у маглевов остаётся очень напряжённой. Семь лет назад экспериментальный электропоезд Alstom Transport V150 разогнался до 574,8 км/ч на новой железнодорожной линии LGV Est europeenne. Это очень близко даже к текущему мировому рекорду, а классическая технология требует меньше первоначальных затрат.

Поезд Alstom Transport серии TGV (фото: Justine Rohée).

Поезд Alstom Transport серии TGV (фото: Justine Rohée).

Впрочем, на регулярных рейсах скоростные поезда, курсирующие по старым маршрутам, редко достигают и двухсот километров в час. Состояние большей части путей как в России, так и за рубежом не обеспечивает требуемой устойчивости состава на больших скоростях.

Прокладывать новую линию для маглева или скоростного электропоезда серии TGV одинаково дорого. При этом ресурс маглевного полотна гораздо выше из-за отсутствия существенной механической нагрузки. В долгосрочной перспективе поезда на магнитной подушке выигрывают, но сегодняшние чиновники и главы корпораций обычно думают не дальше срока своего правления.

Ещё недавно наземный транспорт был иллюстрацией поговорки «тише едешь – дальше будешь». Пассажирские составы курсировали наравне с автобусами, редко разгоняясь даже до ста километров в час. Исключение составляли единичные скоростные поезда, но и у них средняя скорость была далека от современных цифр, больше характерных для авиаперелётов.

Мы точно в поезде? (фото: laprovence.com).

Мы точно в поезде? (фото: laprovence.com).

С восьмидесятых годов прошлого века маглевы стремительно развивались в Европе, но тогда идея опередила уровень технического развития и была отложена до лучших времён. С начала XXI века она получила второе рождение в Китае и Японии. Сегодня поезда на магнитной подушке оставили позади все вертолёты (неподтверждённый мировой рекорд скорости горизонтального полёта принадлежит Eurocopter X3 – 472 км/ч), легкомоторные и среднемагистральные самолёты (Т-440 «Меркурий» – 557 км/ч, Ан-140 – 575 км/ч; ATR 72-500 – 511 км/ч). С учётом вместимости около тысячи пассажиров, преимущество маглевов по трафику оказывается многократным.

Вчерашние испытания маглева L0 проходили на лучшем участке железной дороги, соединившей центры городов Токио и Нагоя. До сих пор на ней остаются проблемные места суммарной протяжённостью около 52 км, на которых поездам приходится сбавлять скорость. Ожидается, что их устранение займёт двенадцать лет.

К 2027 году на обновлённой линии протяжённостью 338 км компания JR Central планирует полностью заменить маглевами серии L0 морально устаревшие скоростные поезда и увеличить таким образом поток пассажиров вдвое. Затем линию продлят до Осаки, а плановую замену путей продолжат на других участках железнодорожной магистрали Синкансэн.

Самый быстрый поезд в мире - маглев JRC L0 (фото: phys.org).

Самый быстрый поезд в мире — маглев JRC L0 (фото: phys.org).

На регулярных рейсах число вагонов будет увеличено до 15 ± 1, а крейсерская скорость движения поездов составит около 500 км/ч. В каждом вагоне, кроме последнего, планируется оборудовать комфортабельные места для шестидесяти восьми пассажиров. Загрузка последнего вагона составит 35% для уменьшения раскачивания состава.

В ближайшем будущем путешествие из столицы Японии в крупнейший портовый город Нагоя на поезде с магнитной подушкой займёт всего сорок минут. К 2045 году из Токио в Осаку можно будет добраться за один час и семь минут. Сейчас этот маршрут занимает три часа тридцать семь минут.

Время поездки из Токио в Осаку сократится втрое.

Время поездки из Токио в Осаку сократится втрое.

Тридцатилетний период обновления скоростных железнодорожных линий обусловлен астрономическими затратами. Только первый участок «Токио – Нагоя» обойдётся компании в сумму порядка $ 100 млрд. Из-за сложного рельефа и сильных перепадов высот около 80% пути будет проходить в тоннелях.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ обещает предоставит JR Central государственную помощь. Часть необходимой суммы он планирует получить после продажи за рубеж используемых сейчас ранних версий маглевов. На следующих выходных он отправится в США, где представит программу скоростной магистрали между Нью-Йорком и Вашингтоном.

Источник - http://www.computerra.ru/121345/japan-maglev-record-05-m/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта