Версия для слабовидящих
Таксисты встают грудью против ИТ Печать Email
Новости об инновациях
17.02.2015

Таксист времен увядания советской эпохи был существом состоятельным. В мире нормируемых цен и зарплат он имел доступ к дефицитному ресурсу маломестного пассажирского транспорта, превращая этот доступ – благодаря отсутствию кассовых аппаратов и побочной торговлей водкой в ночное время – в достаточно приличные по тем временам заработки, преимущественно «черным налом». Выйти за таксиста считалось у провинциальных барышень удачей, и счастливица гордилась удавшейся жизнью перед подружками. Индивидуальный автовладелец составить конкуренцию таксисту не мог, ибо цены на «жигули» и «москвичи» в плановой экономике СССР были задраны до неприличия…

Потом грянула Перестройка. Таксист, хоть и прихватизировал свою «волгу» в автопарке, был лишен привычной клиентуры – терявшие заработок на заводах и НИИ «автолюбители» ринулись оказывать услуги извоза в массовом порядке, не думая о амортизации купленной в доинфляционные времена техники. Да и чинить изношенную машину без привычной инфраструктуры было натужно, да еще нужно было «отстегивать» браткам… В общем, вскоре жена таксиста мыла «по знакомству» полы в том малом предприятии, где трудилась бухгалтером ее малоуспешная в прошлом подружка.

Потом, довольно долго, извоз был делом частника – благо, что несмотря на дикие ввозные пошлины на автомобили, и весьма приличные внутренние акцизы, цены на автомобили в отношении к средней зарплате стали куда более доступными. Стабилизация рубля и рост уровня жизни начал возвращать к жизни фирмы, поставляющие услуги таксомоторов. Вне зависимости от того, укомплектованы ли они разномастной, часто водительской, техникой, или стандартными машинами того или иного образца, сердцем их являются информационные технологии.

Информационные технологии в их простейшем, диспетчерском обличии. Правда приемопередатчик на автомобиле, по которому водитель принимал поручения на извоз от диспетчера и докладывал об их исполнении и текущем местонахождении – описанный еще в «радиокнижках», переводившихся в России в двадцатые годы прошлого века – нынче заменен более обычным мобильным телефоном, благо сеть GPS накрыла все те места, где водятся таксисты.

Ну и по своим «относительным» доходам таксист отнюдь не приближался к своим предшественникам конца советской эпохи. Он стал разновидностью работников сервиса, самой, похоже массовой категории трудящихся, занятых в жирные нулевые и раннедесятые годы, с оплатой немного выше чем у продавцов и грузчиков. Некоторую «навеску» к этому уровню давало проживание в столицах, городах-миллионниках или в транспортных узлах, где концентрируются как финансы, так и люди.

Следующим этапом развития информационных технологий в сфере индивидуального извоза стало внедрение «мобильно-компьютерных» сервисов диспетчеризации, вроде Uber позволяющего вызывать такси со смартфона. Разработанное одноимённым стартапом из Сан-Франциско приложение Uber позволяло с помощью своего умнофона найти, вызвать и оплатить такси или даже «левака-частника», являющегося пользователем данного сервиса. Uber-приложение рассчитывает стоимость поездки, прикидывает время прибытия машины и даже отображает на карте, как она движется…

Сплошные плюсы – удобства для клиента, минимизация пробега транспорта, оптимизация использования дорожной сети и уменьшение загрязнения окружающей сети. Только вот летом прошлого года в крупных европейских городах вспыхнули забастовки таксистов, добивавшихся запрета сервиса Uber. О них и об их причинах мы своевременно рассказывали. («Автомобиль как главный потребитель полупроводников») Другое дело, что на фоне разгоравшейся в Донбассе войны, рассказ этот замечен не был. А зря! Паны-то всю жизнь делили землицу, гоня на бойню своих холопов (самое смешное, когда с обеих сторон будущее «удобрение для вражеских полей» провожают жрецы одной и той же конфессии…).

Резня за землю присуща всем традиционным обществам, начиная с беспощадных битв палеолита, о которых мы никогда не узнаем имена героев и вождей… А вот бескровное (пока бескровное?) противостояние таксиста и мобильного приложения куда интересней. Интересней тем, что наглядно иллюстрирует одно, крайне важное, положение Маркса – о скрытой пружине исторического процесса в виде противоречия между производительными силами и производственными отношениями.

Тут это противоречие было налицо. Традиционные таксисты, вроде водителей удобнейших лондонских кэбов, норовили извлечь свой доход из максимизации пробега. Да еще – получить доход серый, вывешивая бумажку, что, мол, при оплате карточкой, тариф возрастает на 10%. Выгода двойная – и 10% лишнего бабла, снятого с карточковладельца. И возможность утаить от мытарей – а то и от владельца такси – часть наличной выручки. Uber же возможность такого «честного подворовывания» резко уменьшил. Что вызвало гнев западноевропейских таксистов…

Но прогресс-то распространяется быстро, и мобильно-таксистские приложения достигли и рубежей страны родимых осин. И, не застревая на этих, довольно скромно живущих рубежах, сосредоточились в денежной столице. Где в настоящее время работают такие сервисы, как «Яндекс. Такси», Gettaxi, Uber, а может и еще кто… Но, в след за технологическими новшествами в столицу проникли и связанные с ними социальные проблемы. И с прошлой пятницы вплоть до минувшего воскресенья в Москве проходила забастовка таксистов против мобильных приложений.

Такой зрелищности и патриотичности, как лондонские кэбмены, местные забастовщики не достигнут долго…

Такой зрелищности и патриотичности, как лондонские кэбмены, местные забастовщики не достигнут долго…

Ну, в отличие от лондонской забастовки кэбменов, которые сумели превратить свою стачку и в шоу, и в новостное событие, извозчики Первопрестольной оказались замеченными преимущественно прессой. Причем издания, события не прогнозирующие, а описывающие, сосредоточились в основном на деталях, правда, очень забавных. («Забастовка такси: «шашечки» против кнопочек»). Ну, например, описание деятельности посредников много что рассказывает о структуре отечественной экономики.

« «Водитель в качестве индивидуального предпринимателя напрямую не может подключиться в системе распределения заказов, только через посредников, у которых ничего нет, кроме партнерского договора с «Яндексом». Эти «ООО Посредники» добавляют еще и свои проценты. Иногда водитель отдает с заказа до 35%. » Забавно, не правда ли… Ну и описание схлопывания спроса на такси в связи с кризисом – правдоподобно. В Москве стало удобно ездить тому, кто с начала нулевых избегает забираться внутрь МКАДа, «пропускная способность» благодаря новым магистралям возросла, а поток машин, похоже, подупал…

Но это все – частности. Которые при некотором стремлении к самоорганизации и небольшой решительности таксисты могут преодолеть. (Почему-то вспоминается, что в генезисе оргпреступности в США немалую роль сыграло участие в боях между забастовщиками и штрейкбрехерами на стороне профсоюзов…) Но вот общего-то, главного, никто и не подмечает. А им является дарованная ИТ способность решать транспортные проблемы общества за счет меньшего пробега транспортных средств.

При этом, неизбежно, снизятся «общественно-необходимые» (это тоже Маркс) доходы таксистов, которые они привыкли соотносить со стоимостью жизни в очень дорогом городе. Что им, таксистам, естественно не может нравиться… Только вот нравится им это – значения не имеет. Точно так же, как описанным Марксом индийским ткачам могли не нравится машины на британских текстильных фабриках – ни малейшего значения на их дальнейшую судьбу (умирающие с голода вдоль дорог…) это не оказало. А таксистов всего мира ждет приятный сюрприз – такси-сервис Uber, доказавший свою успешность и деловитость, включился в гонку по созданию автомобилей-роботов. (Uber Opening Robotics Research Facility In Pittsburgh To Build Self-Driving Cars)

Получится ли это, и как хорошо, у Uber – сказать трудно. Но вот у кого-то, ведущих работы в этой сфере, получится наверняка. И тогда столичных таксистов ждет участь извозчиков, обтесывателей каменных топоров и представителей тому подобных профессий. В провинции ремесло продержится чуть дольше (скажем, гальванические цеха из Москвы переместились в пгт Нечерноземья), но результат будет один. Ожидать, что таксисты станут к нему готовится – маловероятно. Но вот представителям ряда других профессий это надо иметь в виду.

Источник - http://www.computerra.ru/115850/taksistyi-vstayut-grudyu-protiv-it/

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта