Версия для слабовидящих
Российская наука сосредотачивается Печать Email
Новости об инновациях
07.11.2014

Фото: Синий чулок Фото: Синий чулок

Итоги первого года действия Федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№ 253-ФЗ) представители научного сообщества, законодательных и исполнительных органов власти подвели в ходе круглого стола, прошедшего в Совете Федерации накануне длинных выходных.

1_ran.jpg Слева направо: заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Виктор Косоуров, президент РАН Владимир Фортов, руководитель ФАНО Михаил Котюков

На волне преобразований

Комитет по науке, образованию и культуре Совета Федерации, по словам его первого заместителя Виктора Косоурова, ведёт мониторинг практики применения этого закона, т.е. разработки и внесения в правительство проектов нормативных актов. Неурегулированные вопросы, касающиеся, прежде всего обеспечения реализации функций Российской академии наук, выносятся на межведомственную рабочую группу, в которую входят сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители академического сообщества, Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства научных организаций.

«На наш взгляд, настало время приступить к разработке комплексного, стратегического документа – основ государственной научно-технической политики. Причём делать это надо системно, параллельно с разработкой новой редакции закона о науке», – заявил Виктор Косоуров.

Позицию Российской академии наук изложил президент РАН Владимир Фортов. Первый, годичный, этап реформы – объединения трёх государственных академий, становления ФАНО, передачи в его ведение имущества и собственности академических институтов – был, по его словам, «чётко детерминированным» и прошёл под девизом: «Надо сделать так, чтобы учёные не почувствовали перемен». У второго этапа, в ходе которого должно выкристаллизоваться «понимание, где есть компетенция Российской академии наук и компетенция ФАНО», по мнению президента РАН, «нет чётких сроков и задач».

«Реформу ради реформы мы делать не должны. Мы должны добиваться реальных сдвигов в обеспечении научной работы», – сказал Владимир Фортов.

Сделать это, по его мнению, нелегко, поскольку проводимые преобразования упираются «в процент внутреннего валового продукта, который страна выделяет на науку».

В 2013 году доля внутренних затрат на исследования и разработки составляла 1,14% ВВП. В Указе Президента России № 599 от 7 мая 2012 года поставлена задача довести этот показатель до 1,77% к 2015 году. Выполнить эту задачу можно, лишь структурно изменив сам сектор исследований и разработок, обеспечив возможность увеличения внебюджетной части его финансирования в 3–3,5 раза, считает заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова.

Результатом реализации закона № 253-ФЗ стало, по её словам, расширение функций Российской академии наук, которая «получила доступ к экспертизе, координации и формулировке предложений по приоритетам развития всего сектора фундаментальных и поисковых исследований». Для выполнения этих функций, в том числе экспертизы научных и научно-технических результатов, Минобрнауки России предоставляет РАН полный доступ к федеральной базе НИОКТР и РИД гражданского назначения, а Роспатент – к реестру результатов военного, двойного и специального назначения (соответствующее Постановление Правительства готовится к утверждению).

Реформа всей науки

На реформирование фундаментальной науки ориентирован не только закон № 253-ФЗ, подчеркнула заместитель министра. Готовятся к внесению поправки в закон «О науке и государственной научно-технической политике» (№ 127-ФЗ), направленные на развитие всей системы научных фондов. С созданием Российского научного фонда увеличено бюджетное финансирование науки. Фонды наряду с РАН принимают участие в формировании предложений по приоритетным направлениям развития науки и их реализации.

«Таким образом, и Программа фундаментальных исследований Российской академии наук становится инструментом реформирования фундаментальной науки», – уточнила Людмила Огородова. Она сделала акцент на том, что реформа РАН проходит в рамках реформы всей российской науки – впервые разрабатываются и запускаются инструменты и механизмы, которые позволят сформировать национальную научно-технологическую систему.

Инструменты развития национальной системы науки и технологий

2_ran.png Из презентации заместителя Министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой

Одним из таких инструментов стала межведомственная система мониторинга и оценки результативности научных организаций. С её помощью можно в онлайн-режиме оценивать число исследователей, совокупный доход, участие в подготовке кадров, внебюджетные доходы, количество публикаций и РИД. Пока, свои данные в электронную базу ввели 1300 научных организаций разного ведомственного подчинения – немногим более половины от их общего числа; до конца года картина будет более полной. Однако уже сейчас заметно, что эффективность работы подведомственных организаций различных министерств и агентств существенно отличается.

3_ran.png Из презентации заместителя Министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой

Активность научных организаций, ранее подведомственных РАН, РАСХН, РАМН за минувший с принятия закона № 253-ФЗ год, по информации замминистра, выросла, при этом «негативный тренд» снижения активности, наблюдавшийся с 2011 года преодолён. РАН получила в 2014 году по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» больший объём финансирования, чем в 2013 году.

4_ran.png Из презентации заместителя Министра образования и науки РФ Людмилы Огородовой

Аналогичная картина и по первому конкурсу Российского научного фонда, большинство победителей которого – научные организации ФАНО. При увеличении абсолютного числа публикаций российских учёных темпы их роста в 7,4% пока недостаточны для доведения доли России в мировом потоке публикаций (журналах, индексируемых в базе данных WEB of Science) до 2,44% к 2015 году. Число учтённых результатов интеллектуальной деятельности в допатеных формах всего за год, с 2012-го по 2013-й, выросло двое.

В хозяйстве ФАНО

Некоторыми цифрами поделился и руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков. Всего в ведении ФАНО 1010 организаций с численностью работников 141394 человек, в том числе

732 научные организации (20% от их общего числа в России), в которых работает 48818 научных сотрудников (50% от общей численности). 32,5% из них – молодые учёные.

Средний возраст исследователей составляет 50 лет. За 2010–2014годы учёными РАН/ФАНО опубликовано 156782 статей (60% публикационного потока России), которые процитированы 262981 раз.

Материально-техническую базу научных организаций ФАНО характеризует, например, то, что 42% приборов и оборудования старше 5 лет, 10,3% – старше 20 лет.

В распоряжении ФАНО – 15% расходов федерального бюджета, идущих на финансирование всей научной деятельности. «Общий объём средств, уже сегодня переданный в институты, превышает 101 миллиард рублей», – сообщил руководитель агентства, уточнив, что бюджет ФАНО при его утверждении составлял чуть более 91 миллиарда рублей, а сейчас он уже превысил 108 миллиардов. В проект федерального бюджета на 2015–2017 годы заложено увеличение объёма финансирования на 18 миллиардов рублей, из которых почти 15 миллиардов пойдут на проведение прикладных научных исследований.

«За прошедший год была в значительной степени сформирована правовая основа деятельности Федерального агентства научных организаций как органа исполнительной власти», – доложил Михаил Котюков.

Сейчас завершается работа по утверждению уставов подведомственных организаций в новой редакции, равно как и по оформлению трудовых договоров, которые ранее имели не все директора научных институтов. Также начинается аттестация и выборы руководителей подведомственных ФАНО организаций.

Результаты конкурса по распределению контрольных цифр приёма в аспирантуру научных институтов отличаются положительной динамикой: 2078 на 2015 год против 1677 в 2014 году. В настоящее время обсуждается возможность участия в конкурсах по магистерским программам.

В ходе инвентаризации имущества, переданного РАН в ведение ФАНО, было выявлено более 6,5 тысяч объектов государственной собственности, которые ранее не числились в государственных реестрах, сказал Михаил Котюков.

На кадастровый учёт поставлено около 10 тысяч объектов; на более чем 8 тысяч объектов оформлены права Российской Федерации. К 2015 году агентство намерено завершить работу по учёту и оформлению прав собственности по всем объектам подведомственных организаций.

В управление деятельностью научных организаций, как известно, заложен принцип «двух ключей», один из которых находится у ФАНО, другой – у РАН. В ближайшее время, по словам Михаила Котюкова, будет создан Научно-координационный совет, в который войдут представители обеих структур. Положение о нём уже разработано, консультации по персональному составу близки к завершению. Первое заседание НКС планируется провести в ноябре.

Региональная неопределённость

Один из вопросов, остающийся не до конца урегулированным, связан с нормативно-правым обеспечением деятельности региональных отделений РАН.

«Региональные отделения создавались в своё время для того, чтобы координировать работу многих институтов, многих научных центров. Это не совокупность институтов, это нечто большее – это штаб науки. Можно сказать, и во многих случаях очаг культуры», – отметил вице-президент РАН, председатель Президиума Уральского отделения РАН Валерий Чарушин.

По его мнению, хотя региональные отделения РАН и упоминаются в законе, «они фактически выпали из него – научные центры попали в ведение ФАНО, а региональные отделения остаются в РАН». Отсюда возникают сложности с финансированием завершения строительства жилья для молодых научных сотрудников и передачей им квартир, а также с выполнением международных и внутрироссийских соглашений отделений РАН, утверждает Валерий Чарушин.

Реструктуризация по уму

Реорганизация сети подведомственных ФАНО научных институтов – ещё одна, взволновавшая собравшихся, тема. «Члены рабочей группы единодушно высказались, что процесс реорганизации не должен быть механистическим, – сказал Виктор Косоуров. – Внедрение нового формата взаимодействия между академическими институтами должно быть поэтапным. Вначале его нужно отработать на пилотных проектах, затем после обсуждения с РАН и научным сообществом первых результатов их реализации транслировать на другие научные организации».

Закон могут подправить

Участники круглого стола предложили внести в 253-ФЗ ряд изменений, которые, в частности, разграничили бы полномочия ФАНО и РАН в научном руководстве организациями, уточнили бы статус и полномочия региональных отделений РАН.

Наряду с этим рекомендуется уточнить Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013–2020 годы), изменив, в первую очередь, модель взаимоотношений участников программы. Кроме того, в связи с актуализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, изменением модели финансового обеспечения научной и научно-технической деятельности потребуется корректировка и Государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (она «аккумулирует» порядка четверти всех бюджетных расходов на науку).

В ближайшее время профильный комитет Совета Федерации обобщит предложения и согласует их со всеми заинтересованными сторонами. По словам Виктора Косоурова, «в случае выработки консолидированных, конструктивных предложений» они будут направлены в рабочую группу по подготовке декабрьского заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

Источник - http://www.nanonewsnet.ru/articles/2014/rossiiskaya-nauka-sosredotachivaetsya

 

Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта Карта сайта